История одной террористки

Сюзан Лиза Розенберг Фото: cms.frontpagemag.com

Автор: Владимир Козловский

1 декабря 1984 года «Нью-Йорк Таймс» напечатала сообщение об аресте молодой женщины, которая много лет спустя будет играть видную роль в финансировании радикальной организации «Жизни черных важны».

Речь идет о террористке Сюзан Лизе Розенберг, которой тогда было 29 лет. Предшествующие два года она провела в бегах, но сейчас попалась, как кур в ощип, из-за плохо сидящего парика. Розенберг разыскивалась в связи с участием в ограблении бронированного фургона инкассаторской компании «Бринкс», в ходе которого были убиты двое полицейских и банковский охранник, и содействием побегу террористки Джоанны Чезимард, одной из руководителей радикальной «Черной освободительной армии».

Розенберг и ее спутник, 27-летний Тимоти Бланк, были арестованы в Черри Хилл под Филадельфией полицейским Марком Дефрансиско, который увидел их поздно вечером из своей патрульной машины рядом с камерой хранения, расположенной на обочине автострады №295. Подозреваемые сидели в синем «Олдсмобиле» 1982 года, который, по их словам, взяли перед этим напрокат. «На них были парики очень дешевого вида, — заявил журналистам лейтенант полиции Уильям Моффет. — Он решил, что они явно пытаются изменить внешность».

Найдя у них в машине динамит и оружие, Дефрансиско арестовал обоих. Задержанные назвались чужими именами, но полиция легко идентифицировала их по отпечаткам пальцев. Впоследствии полиция заявила, что в «Олдсмобиле» и в камере хранения были найдены в общей сложности 740 фунтов взрывчатки, украденной у строительной компании, автомат «Узи», винтовка М-14, еще одна винтовка с оптическим прицелом, обрез, три 9-миллиметровых пистолета и коробки с патронами.

 «Нас поймали, но мы не сломлены! Да здравствует вооруженная борьба!» — кричала Розенберг, когда ее вывели из полиции в нью-джерсийском городке Берлине, чтобы отвезти в федеральный суд в Камден. Судья назначил ей залог в миллион долларов, а Бланку — в полмиллиона, но он был младше.

За два года до этого федеральное Большое жюри привлекло Розенберг к суду за ограбление фургона «Бринкс» в графстве Рокленд, имевшее место 20 октября 1981 года. По словам пресс-секретаря нью-йоркского ФБР Джозефа Валикетта, который занимается тем же самым до сих пор, но уже в манхэттенской федеральной прокуратуре, Розенберг подозревалась в том, что вела одну из машин, участвовавших в налете и в перестрелке у полицейской баррикады в Наяке.

ФБР называло Розенберг и Бланка членами радикальной левой организации Weather Underground, грабившей банки и взрывавшей адские машины в окрестностях Нью-Йорка. «Жизни черных важны» пока экспроприируют лишь телевизоры и кроссовки из дорогих магазинов, поскольку им щедро жертвуют запуганные до смерти корпорации, тщетно надеюшиеся откупиться.

Розенберг, родившейся в семье дантиста, заявила левацкой радиостанции Democracy Now, что на нее «оказали всеобъемлющее и глубочайшее влияние революционные движения 60-х и 70-х». С младых ногтей она была активисткой-многостаночницей, борясь за феминистские идеалы, помогая пуэрториканским самостийникам, тоже поубивавшим в США немало народа, и содействуя в рядах «Коммунистической организации 19 мая» боевикам «Черной освободительной армии» и ее отпрыскам.

В ноябре 1982 года Розенберг привлекли по обвинению в преступном сговоре с целью освобождения Чезимард, отбывавшей в федеральной тюрьме в Клинтоне, Нью-Джерси, пожизненный срок за убийство полицейского. После побега Чезимард перебралась на Кубу, где живет до сих пор под именем Ассата Шакур. Розенберг также привлекли за участие в организации взрывов в вашингтонском Капитолии в 1983 году, в Национальном военном колледже США и в штаб-квартире полицейского профсоюза Нью-Йорка. Эти обвинения впоследствии с нее сняли в рамках признательной сделки бомбистов с прокуратурой. В марте 1985 года присяжные признали ее виновной. Революционерка была приговорена к 58 годам тюрьмы. Ее адвокаты доказывали, что, если бы дело не имело политической окраски, ей бы дали от силы одну пятилетку. Три года ее продержали на спецрежиме в подвале федеральной тюрьмы в Лексингтоне, Кентукки, посетив который Американский союз гражданских свобод обозвал его «саркофагом для живых», и Международная амнистия тоже не хвалила. Правозащитные организации подали на тюрьму в суд, и в 1988 году федеральный судья распорядился закрыть спецрежимное отделение и перевести узников в обычные тюрьмы. Розенберг побывала в нескольких и закончила свой путь в Данбери, в Коннектикуте, где сейчас томится «кокаиновый летчик» Константин Ярошенко. В заключении она посвятила себя борьбе за права больных СПИДом и заочно получила магистерскую степень в Антиохском университете. Так прошли 16 лет.

20 января 2001 года, в свой последний день во власти, Билл Клинтон обнулил ее оставшийся срок. Это были еще другие времена, и досрочное освобождение террористки вызвало протесты со стороны полиции и нью-йоркских политиков, которые сегодня бы встречали ее у тюремных ворот с оркестром. Оркестра не было, но было приглашение на работу директором коммуникаций в American Jewish World Service, нью-йоркской благотворительной организации, сециализирующейся на «международном развитии и правах человека». Как говорится в «Википедии», Розенберг также продолжала заниматься своей «антитюремной работой» и преподавала литературу в юридическом колледже Джона Джея, но продержалась там всего несколько семестров, после чего администрация Нью-Йоркского городского университета, в систему которого входит этот колледж, уступила «политическому давлению» и не продлила ее контракт.

Сейчас бы контракт не только продлили, но и сделали бы пожизненным. Другие времена, другие нравы. Мы еще можем увидеть бюст Розенберг в актовом зале колледжа.

В 2004 году Гамильтон-колледж предложил ей вести месячный семинар на тему «Мемуары Сопротивления: написание, самосознание и перемены». В те далекие времена называть террористическую деятельность положительным термином «Сопротивление» было еще диковато; часть профессуры, выпускников и родителей взбрыкнули, и Розенберг сочла за благо это предложение отклонить. Как давно это было… Мы еще увидим, как этот ликбез переименуют в Розенберг-колледж.

В 2011 году Розенберг опубликовала свои тюремные мемуары «Радикальная американка. Политзаключенная в моей собственной стране». Мы еще увидим кино, поставленное по этой книге. В трансгендерную эру роль героини будет исполнять Роберт Де Ниро.

Сейчас Розенберг занимает должность вице-председателя правления некоммерческой организации Thousand Currents («Тысяча течений»), которая собирает пожертвования и выполняет административную работу для «Глобальной сети Жизни черных важны».

5 комментариев на “История одной террористки”

WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про решение проблем с WordPress.