Автор: Александр ГРАНТ
1 марта вечерам 46-й по счету и 79-летний по возрасту президент США Джозеф Робинетт Байден произнёс свое первое послание «О положении страны». Его речь длилась один час и две минуты, выглядел наш президент бодро, говорил складно и вообще держался молодцом, в связи с чем Русская служба «Голоса Америки» поспешила отметить, что «для Байдена эта речь — шанс повысить свои рейтинги, которые стабильно снижались на протяжении всего первого года его президентства». Правда, не обошлось без обычного грешка, когда президент назвал украинцев иранцами, но этого не заметил почти никто, а в эфире сообщил об этом только политический репортер Fox News Кайл Моррис.
Как обычно, президент выступил в большом зале заседаний Конгресса перед законодателями, военачальниками, членами Верховного суда, дипломатами, почетными гостями, своей администрацией и кабинетом в полном составе, не считая министра торговли Джину Раймондо. 50-летняя Раймондо в этом году была выбрана «уцелевшей» — оговоренным Конституцией временным президентом США, если остальные предусмотренные на такой случай кандидаты погибнут или окажутся недееспособными, а поскольку все они собрались послушать Байдена, теоретически такое допускалось. Два главных «заменителя», вице-президент, она же председатель Сената, 57-летняя Камала Харрис, и 81-летняя спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси сидели за спиной Байдена и улыбались — Харрис сдержанно, а Пелоси просто светилась.
Байден вошел в зал без маски, как, кстати, большинство присутствовавших, и по ходу к трибуне здоровался и даже обнимался, от чего его пока еще российский коллега Путин пришел бы в ужас. «Шесть дней назад Владимир Путин решился потрясти основания свободного мира, думая, что заставит склониться под его угрозами, — начал свое послание Байден. — Но он серьезно ошибся». Здесь и в дальнейшем, как писали в свое время советские газеты о речах генсеков, зал отвечал «аплодисментами, переходившими в овацию». Среди 11 почётных гостей, которых, согласно протоколу, пригласила первая леди Джил Байден, был муж вице-президента Даглас Эмфорт, сестра президента Валери Байден-Оуэнс и посол Украины Оксана Маркарова, а мне больше запомнился 13-летний семиклассник Джошуа Дэвис из Вирджинии, который всю свою жизнь героически борется с диабетом.
Президент говорил гладко и ярко, не скупился на метафоры, кстати и некстати упоминая работягу отца и героя — старшего сына. Первая часть его послания была посвящена Украине, ее герою президенту Владимиру Зеленскому и антигерою Владимиру Путину, который «отверг усилия дипломатии.., думал, что Запад и НАТО не отреагируют.., думал, что сможет разделить нас здесь, дома», но ошибся. «Мы противопоставили правду российской лжи, продолжал Байден, — и теперь свободный мир призывает его к ответу». Перечислив наложенные на Россию санкции, которые предположительно должны покончить с режимом Путина, заодно покарав Россию и весь мир, включая США, президент добавил, что только что распорядился закрыть небо Америки для российских самолетов. «На протяжении нашей истории мы выучили этот урок: когда диктаторы не расплачиваются за свою агрессию, это вызывает больше хаоса. — сказал Байден. — Они продолжают движение — и цена этих действий, угрозы в адрес Америки и мира продолжают расти».
От войны в Украине, которой Соединённые Штаты предоставили на борьбу с российским агрессором больше миллиарда долларов «прямой помощи», Байден перешел к нашим внутренним пробелам. Эту часть его послания я бы назвал переложением французской песенки «Все хорошо, прекрасная маркиза» («Tout va très bien, Madame la Marquise»). Президент похвалил работу своей администрации, которая во главе с ним и, в отличие от Белого дома Дональда Трампа, поставила нашу экономику на ноги. «За год мы создали 6,5 млн рабочих мест — больше, чем любая другая администрация», — без запинки отчеканил Байден и напомнил, что ВВП США за год вырос на 5,7%, рекордный рост за четыре последних десятилетия. Ему восторженно хлопали, и камера телеоператора показала крупным планом лидера сенатских демократов Чака Шумера, который чуть ладони не отбил, хотя «Голос Америки» отметил, что (республиканские законодатели загудели, когда Байден упомянул принятый по его инициативе закон о масштабных инвестициях в экономику).
Байден сообщил много всего хорошего, что ждет Америку под его президентством. Он назвал себя капиталистом, при этом призвав Конгресс улучшить налоговую систему, чтобы «корпорации и богатейшие американцы платили свою честную долю». Он призвал, хотя и не обещал, снизить цены на рецептурные лекарства, уход за детьми и жилье. Он заявил о необходимости снизить расходы на энергию, но отметил, что это возможно с помощью борьбы с глобальным изменением климата. Он обещал к концу этого года снизить дефицит бюджета в два раза, по сравнению с тем, что «досталось ему от Трампа». Он обещал не жалеть денег на полицию, запретить автоматическое оружие и многозарядные магазины, а также лишить судебной неприкосновенности производителей оружия.
Байден призвал Сенат принять закон о защите прав избирателей и одобрить кандидатуру 51-летней афроамериканки Кетанджи Браун, номинированной им в члены Верховного суда на место 83-летнего либерала Стивена Брейера, который решил уйти на покой. Байден поблагодарил Брейера за верую службу Конституции, отчего старик растроганно прижимал руки к серой мантии. Байден обещал бороться с нелегальной миграцией, провести иммиграционную реформу, защитить права женщин и ЛГБТ-сообществ и, конечно, помочь ветеранам. К удивлению многих, в своем часовом послании президент ни словом не упомянул афроамериканцев и проблему расизма. «В этот вечер, завершил он свое первое послание, — в 245-й год истории нашей страны, я пришел дать отчет о положении дел в нашем Союзе. И я докладываю: наш Союз силен, потому что сильны мы — американский народ. Мы сегодня сильнее, чем год назад. И будем еще сильнее год спустя».
Либеральные комментаторы осыпали послание Байдена похвалами и восторгами, а консерваторы упрекнули его во вранье, но темы Украины ни те, ни другие не касались, это было святое и общее. Джейк Таппер, ведущий воскресной программы канала CNN «State of Union» похвалил последние слова президента о силе Америки и ее народа, заметив, что это прозвучало «очень по-байденовски», а политический комментатор CNN Вэн Джонс заявил, что это выступление показало Байдена с его лучшей стороны. «Дядя Джо вернулся, — сказал Джонс. — Я считал его лидером, ведь никто не верит в идеалы Америки больше Байдена. Это было показано сегодня вечером. Всю свою карьеру он провел в борьбе за единство американцев на родине. Он стоял за это. И за американские идеалы за рубежом». Консервативный обозреватель канала Fow News Шон Хэннити выразился иначе. «Первое официальное послание Байдена ‘О положении страны‘ теперь в книгах, и, как и ожидалось, это было беспроигрышное, предсказуемое бедствие, — заявил беспощадный Хэннити. — Банальности, стикеры на бампер, называйте как угодно. Дым, зеркала, отрыв от реальности, вроде как написанное, если честно, ребенком в детском саду, а в лучшем случае — первоклассником. И если честно, я бы предпочел наблюдать за президентом Украины, который сейчас смело воюет и ведет войну против российского вторжения. И сегодня вечером, если мир искал какое-либо американское лидерство, он не получил его от Джо Байдена. Эта речь поставила Америку последней, а не первой».