Автор: Александр ГРАНТ
В американском политическом словаре популярно выражение покеристов «The buck stops here» («Фишка дальше не идёт»), относящееся к тому, кто принимает решение, за которое придется отвечать. Говорят, что начало политическому смыслу этой фразы положил знакомый Гарри Трумэна, который увидел табличку с этими словами на столе начальника какой-то тюрьмы и заказал такую же для президента. C тех пор этим выражением клеймят неудачи наших начальников от мала до велика, и на днях консервативный обозреватель и редактор журнала National Review Рич Лури написал, что «для Джо Байдена фишка останавливается, когда владельцы малых бизнесов пытаются свести концы с концами». По поводу астрономических цен на бензин в своей стране Байден прославился в Мадриде на саммите НАТО, когда на вопрос корреспондента New York Times, сколько продлится война в Украине, за которую должны платить водители Америки и всего мира, ответил: «Столько, сколько придется».
Еще знаменитее стал комментарий миллиардера и основателя компании Amazon Джеффа Безоса после очередного заявления президента, что инфляция в США растет из-за действий России в Украине, а в росте цен на бензин виноваты не только Путин, но и наши розничные АЗС. «Мое послание компаниям, управляющим заправочными станциями и устанавливающим цены на заправках, простое, — написал Байден в своем твиттере. — Сейчас время вооруженного конфликта и глобальной опасности», и призвал заправщиков немедленно снизить цены на бензин. «Ой, — ответил в твиттере 58-летний Безос. — Инфляция — слишком важная проблема, чтобы Белый дом продолжал делать подобные заявления. Это либо прямое заблуждение, либо глубокое непонимание базовой динамики рынка». В ответ новый пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер опять же в твиттере указала, что цены на нефть за июнь упали на $15, однако цены на заправках это не отразили. «Это не базовая динамика рынка, — пояснила она. — Это рынок, который подводит американского потребителя». Думаю, что российским остроумцам сейчас не до игры слов, иначе Безоса непременно назвали бы «Бензосом»
Рич Лури развивает это высказывание Безоса в своем обычном иронически-академическом тоне, заметив, что подчас трудно установить, где кончается экономическая безграмотность и начинается демагогическое бесстыдство. «Так или иначе, — написал он, — это еще одно свидетельство, что подход нашего президента к инфляции — это поиск крайних и виновных, как бы неправдоподобно то звучало». В том, чтобы назвать промышленника стрелочником, то есть виновником очередного экономического кризиса, вопреки якобы правильному курсу президента, нет ничего нового, считает Рич Лури и напоминает начало 1960-х годов, когда президент Кеннеди обвинил в росте цен сталелитейные компании. Это было сомнительное обвинение, но, поясняет Лури, тогда президент замахнулся на чудовищно влиятельную отрасль индустрии, которая нарушила антимонопольное соглашение с его администрацией сдерживать и согласовывать цены. Другое дело — наш добрый дядюшка, не сказать дедушка, Байден, который возлагает вину в дороговизне галлона бензина на алчных владельцев придорожных заправок, в чем, кстати, на мой взгляд, есть доля истины. Но Лури поясняет, что иначе им придется закрыть свои бизнесы, поскольку нефть, ее переработка в бензин и доставка из терминалов на АЗС стали дороже.
Популярное в мире деловиков ежедневное новостное издание The Hustle пишет, что большинство владельцев АЗС одиночки, то есть у них одна станция, которая либо принадлежит лично им, либо входит в крупную компанию на правах дочки. С учетом, что таких станций у нас больше ста тысяч, многие расположены на автострадах рядом друг с другом и конкурируют, причем у владельца нет монопольного права назначать цену. Они не могут бесконтрольно снижать ее, чтобы бензин покупали у них, а не АЗС через дорогу, хотя в Нью-Йорке я знаю заправки, где бензин на центы дешевле или дороже. Когда президент Байден призывает заправщиков снижать цены, теоретически он прав, и они могут сделать это на показательные для шумихи 9\10 цента за галлон. Такое у нас уже было, но мало кто, кроме пропагандистов Белого дома, назвал это снижением. К тому же торговля бензином — не самый прибыльный бизнес, и с учетом всех вышеперечисленных накладных расходов и налогов в кармане владельца АЗС остается не так уж много. В свое время «русская мафия» в США славилась быстрой и прибыльной наживой на бензине и солярке, но это были аферы с налогами, а к тому же «бензинщикам» быстро сели на хвост и затем год за годом сажали в тюрьмы, когда так называемая «русская мафия» уже пересела на медицинские страховки. Сегодня куда выгоднее честно зарабатывать на питье и еде, и Джо Байден с большим основанием мог бы призывать владельцев заправок снизить цены на продающиеся у них газировку и разные чипсы.
«Байден утверждает, что бензозаправки должны снижать цены, так как сейчас время войны и глобальной угрозы, — написал Рич Лури. — Это имело бы смысл, веди он речь о заправках в России или Украине. Но в Соединенных Штатах ни войны, ни угрозы нет, и владельцы бизнесов не обязаны жить и вести дела по законам военного времени только потому, что российскому президенту Владимиру Путину взбрело в голову расчленить Украину». Вопреки, казалось бы, здравому, но неглубокому смыслу, дешевый бензин выгоднее дорогого, и вряд ли владельцев АЗС можно подозревать в злодейском замысле наживаться на водителях в лихую годину «войны и глобальной угрозы». Это скорее относится к торговле кулинарией в продмагах, хотя и там подорожание объясняют ростом накладных расходов из-за Путина. А к тому же наш автопром и связанный с ним бензобизнес нельзя считать строптивой индустрией, которую можно укрощать. Заправок за последние года стало меньше, а на улицах Нью-Йорка сегодня я вижу все больше электромобилей «Tesla», и хотя мы пока по-прежнему страна двигателей внутреннего сгорания технически и духовно, работать в бизнесе заправки машин дело нелегкое. «Чего, — замечает Рич Лури, — не скажешь про работу президента Джо Байдена».