Новая жизнь старых антисемитских мифов
Антисемитизм — это не только нанесение граффити на стены синагог и осквернение надгробий, как считают многие. Это любые действия, опасные для евреев, кем бы и где бы они ни были. В своей современной версии антисемитизм — это отрицание права еврейского государства существовать на планете и быть родиной еврейского народа.
В настоящее время призывы к бойкоту Израиля, отрицание или уничижение Холокоста — антисемитизм. Какими бы идеями ни прикрывалась ненависть к евреям, она рано или поздно выплеснется в прямую угрозу для жизни. И, дабы предотвратить эту угрозу, необходимы постоянный мониторинг ситуации, работа соответствующих органов в образовательной и правовой сферах, и дипломатические усилия.
США становятся все более антисемитской страной
Евреи в США продолжают страдать от насилия. В период с 2020 по 2021 год на 61% увеличилось количество совершенных или планируемых актов насилия против еврейских институтов (например, синагог). Согласно отчету полиции Нью-Йорка, в ноябре 2022 года, по сравнению с ноябрем 2021 года, число преступлений на почве ненависти к евреям в штате Нью-Йорк увеличилось на 125%. Эти данные содержатся в докладе «Антисемитизм в мире в 2022 году» — исследовании, проведенном Всемирной Сионистской Организацией и Агентством для Израиля «Сохнут». Но аналогичная тенденция прослеживается и в других исследованиях. Согласно информации из Калифорнийского Центра изучения ненависти и экстремизма (Сан-Бернардино), число преступлений на почве ненависти к евреям выросло в 2021 году на 59% в городах, где проводилось исследование. Хотя в 2020 году, по данным ФБР, был спад на 20%. Но антиеврейские преступления резко умножились в мае 2021 года во время военной операции «Страж стен».
Евреи по-прежнему — главная мишень в Нью-Йорке, где проживает крупнейшая еврейская община США. Число антиеврейских преступлений там выросло на 71%. По оценкам, евреи составляют около 2% населения США в целом, в крупных городах их доля вдвое выше. С 1991 года евреи занимают первое место по количеству жертв преступлений на почве ненависти и религиозных предубеждений в стране, составляя 9-13% от общего числа преступлений на почве ненависти, и постоянно занимают первое место в Нью-Йорке и штате Нью-Йорк. Многие евреи в США получали антисемитские письма. Жители Джексонвилла (Флорида), например, обнаружили в почтовых ящиках письма и брошюры с неонацистским контентом, разосланные организациями по борьбе за превосходство белой расы.
Проблемы при трудоустройстве
В американском деловом мире значительное число работодателей негативно относятся к евреям. Опрос среди менеджеров по персоналу показал, что около четверти респондентов, отвечающих за подбор персонала, не заинтересованы в найме еврейских работников. 23% из них сказали, что хотели бы видеть меньше евреев в своей отрасли, а 17% — что руководство просило их избегать найма евреев. В качестве причин были названы:
• озабоченность по поводу «власти и контроля евреев (38% респондентов), чрезмерное богатство,
• тот факт, что они считают себя избранным народом,
• жадность,
• принадлежность к низшей расе,
• отверженность,
• меньшая квалификация
• и смерть Иисуса.
56% менеджеров по персоналу сообщили, что знают, кто из соискателей работы еврей, поскольку те сами упоминали об этом. 33% уверены, что могут определить еврейство по вторым именам, а 26% — что определяют евреев по внешнему виду. Другие менеджеры определили кандидатов-евреев по их «голосу», манерам» или потому, что они были «очень бережливыми».
Об этом же говорит исследование антисемитских предрассудков у американцев, проведенное Антидиффамационной Лигой. 39 процентов респондентов считают, что евреи более лояльны к Израилю, чем к Соединенным Штатам; каждый пятый полагает, что евреи имеют «слишком много власти» в США; 21% респондентов согласны с мнением, что евреи «не заботятся ни о ком, кроме себя», а 53% говорят, что евреи будут стараться нанимать других евреев.
Люди в возрасте до 30 лет более негативно настроены относительно Израиля и его сторонников, чем пожилые. Молодые люди склонны меньше проявлять антисемитизм, но разделяют антиизраильские убеждения. В теории «еврейского заговора» верят порядка 20% американцев, а это — почти 52 миллиона человек.
Новые формы
В последние годы наблюдается постепенное проникновение антисемитизма в новые сферы жизни, где он проповедует новым аудиториям, ранее не склонных к антисемитизму.
На протяжении сотен лет выражения ненависти к евреям появлялись в литературе, театре и живописи. Нередко художники изображали евреев, подчеркивая приписываемые евреям негативные стереотипные характеристики. В 30-40 е годы XX века пропагандистские механизмы нацистской партии создавали нарративные фильмы, представляющие еврейский народ как презренный и неполноценный. Создавались игрушки и игры, предназначенные для распространения расистских идей.
Культурное пространство тогда превратилось в политическую сцену, служившую нацистской партии и ее принципам, дискриминируя еврейских художников и представляя их работы как «искусство разложения». Сегодня, когда культура стала доступнее для толпы, это явление расцветает.
В нынешнюю технологическую и глобальную эпоху мы наблюдаем две противоположные тенденции. С одной стороны, Западный мир отвергает проявление расизма и дистанцируется от ненависти к чужакам и враждебности к меньшинствам, стремясь к политически корректным реакциям. Но та же либеральная атмосфера порождает враждебность по отношению к евреям. Радикальная версия либерализма рассматривает евреев не как группу меньшинств, а скорее, белую группу, обладающую огромным экономическим и социальным капиталом, которая якобы использует свою власть для того, чтобы «править миром».
Согласно этим взглядам, Израиль — колониальное государство, преследующее меньшинства, проживающие на его территории, и поэтому заслуживает осуждения и бойкота. И в XXI веке мы наблюдаем растущую тенденцию антисемитских высказываний в искусстве, культуре и социальных сетях.
Классический антисемитизм изображал евреев как жадных и нечестных людей, замышляющих обрести экономический контроль. Пример такого взгляда сегодня можно найти в рекламе алкогольных напитков, опубликованной в Чили, с изображением стереотипного еврея с длинным носом, в кипе. В рекламе использовались знакомые антисемитские мотивы: «смешной, нелепый и злой еврей» и надпись «только наличные» увековечивает образ евреев как меркантильных людей, связанных с деньгами. Во многих случаях антисемитские высказывания в СМИ и социальных сетях связаны с Государством Израиль. Это явление проявляется в основном в социальных сетях — удобной платформе для распространения оскорблений в адрес еврейского народа, отрицания Холокоста и делегитимации Государства Израиль.
Против ЛОМа нет приема?
Знаменитости и ключевые фигуры в социальных сетях делятся своими взглядами с миллионами последователей, оказывают значительное влияние на общественное мнение, а их антисемитские и антиизраильские сообщения доходят до миллионов людей по всему миру. Так, Вупи Голдберг заявила, что Холокост не был связан с расовой принадлежностью, а это, скорее, преступление на почве ненависти одной белой группы против другой. Демагогические утверждения Голдберг были использованы отрицателями Холокоста. В антиизраильском контексте стоит упомянуть и голливудского актера Марка Руффало, опубликовавшего в Твиттере ссылку на статью «Аль-Джазиры», призывавшую к академическому бойкоту Израиля. Так известные люди поддерживают BDS, подчеркивают его присутствие в СМИ и побуждают общество принять его идеи.
«Documenta» — выставка, которая проводится в Касселе (Германия) каждые пять лет с 1955 года, считается самым важным художественным событием в мире. В 2022 году выставка длилась три месяца, однако израильские художники не были приглашены. Зато из приглашенных художников некоторые были известны как сторонники BDS. Претензии по этому поводу звучали еще до открытия выставки. Но, несмотря на критику, выставка не предоставила площадку израильскому искусству, предпочтя палестинских художников и произведения искусства антисемитского содержания: например, «Народное правосудие» — изображение солдата со свиной тушкой и звездой Давида. На каске написано «Моссад». Другая фигура изображала еврея ортодоксального облика с боковыми косами-острыми зубами и в шапке с нацистской символикой.
Возмутительная демонстрация вызвала переполох в СМИ. Министр культуры Германии Клаудия Рот выразила сожаление по поводу ее антисемитского характера, но сказала, что в ее обязанности не входит выполнять функции «культурного полицейского» или утверждать представленные произведения искусства.
Руководство Documenta сначала отрицало антисемитский характер выставки, но благодаря широким протестам, демонстрациям и петициям, кураторы решили убрать экспозицию. Менеджер выставки подал в отставку.
На выставке были представлены и другие произведения искусства с антисемитским и антиизраильским содержанием. Группа палестинских художников представила серию произведений искусства под названием «Герника Газа», в которой изображения солдат и офицеров ЦАХАЛа сочетались с классическими мотивами произведений искусства известных художников — Делакруа, Ван Гога и Шагала. Название работы перекликается с картиной Пабло Пикассо «Герника» (1937), созданной в ответ на разрушение баскского города нацистами во время гражданской войны в Испании. Палестинские художники намекнули на якобы имеющееся сходство между ЦАХАЛом и нацистами. Представленные на выставке эскизы сирийского художника Бурхана Каркутли взяты из брошюры Палестинского освободительного движения, выпущенной в Алжире в 1988 году. На эскизах израильские солдаты изображались в виде роботов со звездами Давида на касках. Один из эскизов изображает женщину, бьющую ногой в промежность израильского солдата.
В рамках выставки показали палестинские фильмы, в которых израильские солдаты оскверняют тела на христианском кладбище. Целью художников было убедить аудиторию, что именно ЦАХАЛ отвечает за убийство в лагерях беженцев Сабра и Шатила в Ливане.
Многие обвиняли организаторов выставки в поддержке BDS. Произведения, представленные на Documenta, подтвердили, что искусство, затрагивающее вопросы, связанные с ближневосточным конфликтом, может легко превратиться в антисемитское.
Стоит упомянуть и иорданский фильм «Фарха», в котором Война за независимость изображена в демагогической манере, а солдаты ЦАХАЛа — жестокими людьми, лишенными совести и человечности. Фильм представлял Иорданию на фестивале в Торонто 2021 и теперь доступен на Netflix — благодаря этой стриминговой платформе миллионы зрителей могут смотреть картину, воспринимая выраженную в ней ненависть к Израилю.
Бремя белого человека
Тревожными тенденциями в 2022 году были укрепление течений «превосходства белой расы» и рост антисемитских высказываний устами американских прогрессивных левых. Дискурс радикальных прогрессивных групп против Государства Израиль и сионизма усилился. Сторонники прогрессивных левых описывают Израиль как колониальное государство, управляемое деспотичным «белым человеком». Согласно этой концепции, евреи представляют собой привилегированную группу, благодаря белой коже, и социально-экономической власти. Они используют свою власть для подавления групп меньшинств. Израильско-палестинский конфликт интерпретируется через призму американской расовой динамики, согласно которой Израиль изображается «государством апартеида», а поддержка Израиля интерпретируется — как сотрудничество с расовым государством.
Эти тенденции антисемитизма пронизывают весь спектр политических позиций в США: чем радикальнее становится американский внутренний социальный дискурс, тем шире — спектр высказываний и проявлений ненависти к евреям.
Некоторые политические кандидаты левого толка излагали антисемитские и антиизраильские настроения, упоминали влияние власти и денег американских евреев на администрацию США и утверждали, что американские евреи находятся под чрезмерным влиянием сионистских организаций. Презрительно отзывались о сионистских взглядах американских евреев и их привязанности к государству Израиль. Другие отождествляли Израиль с превосходством белой расы или отрицали право государства Израиль на существование как еврейского государства.
Несколько кандидатов от небольших левых партий или активистских групп были еще радикальнее, обвиняя Израиль в геноциде и поддерживая возможность вооруженного нападения на еврейское государство. Более толерантные — осуждали антисемитские нападения и извинялись, когда еврейское сообщество критиковало их риторику. Во многих случаях кандидаты левых взглядов позволяли себе антисемитские высказывания только в социальных сетях, но сам факт их присутствия в публичном пространстве, безусловно, является проявлением антисемитизма.
Когда президент Джо Байден объявил о создании межведомственной группы по борьбе с антисемитизмом и исламофобией, многие евреи Северной Америки скептически отнеслись к способности истеблишмента действовать против антисемитизма, и поэтому пытаются справиться с этим явлением самостоятельно. По сообщениям СМИ, еврейские общины в Северной Америке усилили меры безопасности и выделили большие ресурсы для этих целей. Параллельно им правые радикалы в Европе и США продолжают пропагандировать заговор, согласно которому евреи захватывают мир, а вторжение России в Украину этому только способствует.
Создается впечатление, что существует долгосрочная тенденция усиления антипатии к Израилю, особенно среди прогрессивных левых и в университетских городках. В такой политической обстановке поддержка Израиля становится неудобной для некоторых западных политиков, противореча настроениям электората. Однажды этим политикам станет трудно идти против своих избирателей. Им не захочется проиграть выборы из-за поддержки, выраженной Израилю. Такой тренд может усилить антисемитские явления, несколько лет назад характерные лишь для крайне радикальных политических течений, но теперь ставших мейнстримом.
Результаты различных опросов, опубликованных в последние годы, указывают на невежество в отношении Холокоста во всем мире. В США 63% опрошенных молодых людей не знали, что 6 миллионов евреев были убиты во время Холокоста, а 36% считали, что 2 миллиона или меньше. А каждый десятый не был уверен в том, что Холокост вообще имел место.
Чтобы противодействовать этому, нужно увеличить объем информации о Холокосте, предоставляемый обществу, усилить мониторинг антисемитских выпадов, а также более плотно работать с правительствами государств, где антисемитизм растет. А кроме того — стремиться к тому, чтобы и рядовые израильтяне, общительные по природе, были готовы информировать тех, кто не знает, и переубеждать тех, кто враждебен.
Нателла БОЛТЯНСКАЯ
«Детали»