Автор: Александр ГРАНТ
Во вторник президент Байден и вице-президент Харрис посетили Атланту, и президент выступил в Университетском центре перед студентами университета Кларка и колледжа Морхаус, где учатся преимущественно афроамериканцы (пошли им, Господь, удачу в получении высшего образования). Поездка и выступление президента были задуманы прологом предстоящего голосования в Сенате по двум законопроектам о защите прав избирателей, и Байден выступил во всей красе своего красноречия, хотя оговорился, назвав Камалу Харрис главой государства. Фрейдисты мигом заговорили о подкорке и подсознании, но, как заявил 79-летний и 46-й президент Соединенных Штатов перед поездкой в Атланту: «История нас рассудит». Байден выступал с трибуны, украшенной президентским гербом, а позади в три ряда сидели студенты и студентки, все, как положено, в аккуратных намордниках и все, как на подбор, чернокожие. У одной я заметил косые глаза, а один был вызывающе белым, в белом свитере и аплодировал президенту громче всех.
«Следующие несколько дней, — сказал Байден, — когда эти законопроекты будут вынесены на голосование, станут поворотным моментом для нашей страны. Предпочтем ли мы демократию автократии, свет тени, справедливость несправедливости? Я знаю, каков мой выбор. Я не уступлю. Я не дрогну. Я буду защищать ваше право голоса и нашу демократию от всех врагов, внешних и внутренних. Вопрос в том, какой выбор сделает Сенат?» Глава сенатских республиканцев Митч Макконнелл ответил на это накануне: «Лидеры демократов заявляют, что хотят расколоть Сенат из-за охватившего Америку зловещего заговора против избирательных прав. Конечно, это полная фабрикация. Никакого заговора не существует». В Атланте без пяти сто лет назад родился крестный отец правозащитного движения афроамериканцев Мартин Лютер Кинг, и на встрече с президентом Байденом 11 января 2022 года были его родные дети, и такие видные правозащитники, как президент Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения Деррик Джонсон, пастор Эл Шарптон, преподобный Джесси Джексон и президент Национальной лиги городов Марк Мориал, но, как отметила даже Русская служба «Голоса Америки», некоторые правозащитные организации решили бойкотировать визит президента. «Кинг, боровшийся за избирательные реформы и гражданские права на сегрегированном Юге, был убит в 1968 году, — пояснил русскоязычный «Голос Америки», — и 17 января в США отмечают национальный праздник в память о нем. Демократы назвали эту дату крайним сроком для принятия мер по избирательным правам. Как заявили в Белом доме, Байден и демократы считают, что принятие федерального законодательства является национальным императивом, и президент готов поддержать отмену правила филибастера, которое требует большинства в 60 голосов для принятия большинства законопроектов в Сенате. Однако эту инициативу поддерживают не все демократы».
В рассуждение на эту тему перед студентами Джо Байден вложил душу, снова напомнив про Дональда Трампа, которого снова не назвал по имени. «Ни у одного республиканца не хватает мужества выступить против побежденного президента, чтобы защитить право Америки голосовать, сказал Джо Байден. — Ни у одного. Ни у одного». Беспорядки 6 января прошлого года в вашингтонском Капитолии он по привычке назвал бунтом и посоветовал с восторгом слушавшим его студентам не совершить ошибку. Он назвал Джорджию «нулевым циклом», то есть фундаментом «борьбы Байдена-Харрис за честность выборов. Камала Харрис, которую ее босс, помимо царства над южной границей, рукоположил командовать работой администрации по части выборов, перед выступлением президента сказала, что республиканцы подвергают законопроект о правах избирателей обструкции, используя для этого правила филибастера. «Конституция Соединенных Штатов наделяет Конгресс властью проводить закон, — сказала Харрис. — И нигде, нигде Конституция не дает меньшинству право односторонне блокировать проект закона. Американцы ждали достаточно долго». Вторя ей, президент заявил, что хочет спросить любого выборного лидера Америки, за кого он, — за святого Мартина Лютера Кинга или за мракобеса Джорджа Уоллеса, губернатора Алабамы времен расизма. «На чьей стороне вы хотите быть, — продолжал Байден, — Джона Льюиса или Булла Коннора, Авраама Линкольна или Джефферсона Дэвиса?» Не буду разъяснять, кто из них кто. А консервативный обозреватель Джон Подгорец в связи с этим написал, что если вы не за два билля о выборах, которые хочет провести президент Байден, и если вы не за право филибастера в Сенате — значит, вы «не лучше двух самых худших людей ХХ века и один из худших ХIХ». В наихудшие следует записать сенаторов-демократов Джо Манчина и Кирстен Синему, которые не намерены голосовать против филибастера, да ведь и Булл Коннор был демократом. «Что касается Байдена, слово ‘лицемер’ будет слишком мягким обозначением его политической циркуляции, — написал Подгорец. — За свои 36 лет сенаторства он активно пользовался филибастером, во многих своих речах неприкрыто партийным образом осуждая сенаторов-республиканцев. Джон Подгорец напоминает, что когда у республиканцев был и Сенат, и Белый дом, меньшинство сенаторов-демократов не брезговало филибастером.
В 2005 году газета The Washington Times в редакционной статье отметила, что демократы подвергли филибастеру 10 назначений (республиканцев) в окружные федеральные суды, а всего было блокировано 20 прений по 10 назначениям, из которых сенатор Байден пропустил только одно и 18 раз из 19 проголосовал за филибастер. «Знаю, — написал Джон Подгорец, — что демократы считают республиканцев чудовищным воплощением зла, а себя поборниками добра, и когда они пользуются филибастером против республиканцев, это благое дело”. Сейчас, конечно, когда республиканцы в меньшинстве, их филибастер — чистое зло. Суть речи Байдена в Атланте и его нападки на своих, вроде сенаторов Манчина и Синемы, Подгорец видит не в том, что Джо Манчин и Кирстен Синема не готовы поддержать его многотриллионный план «Трёх Би» (Build Back Better). Судите сами, это детище Байдена может скончаться до родов, его команда борцов с пандемией не блещет компетентностью, инфляция не унимается, цены растут, и приходится все чаще говорить о «внутреннем враге», который для Америки опаснее внешнего. А промежуточные выборы в Конгресс все ближе, и тут лыком в строку попадает право на выборы. То самое право, за которое боролиcь афроамериканцы, которым он, Джо Байден, десять лет назад сказал, что кандидат в президенты Митт Ромни и его республиканцы хотят «снова заковать всех вас в цепи». Так и сказал, как отрезал: «to put y’all back in chains». Вот и в Атланте 11 января президент Байден завел ту же песню, за которую редакция газеты The Ne York Post присвоила ему титул «Байден Демонизатор», так озаглавив статью Джона Подгореца.