Проект нашего мега-бюджета лег на стол в Овальном кабинете Белого дома, где не залежался и был подписан президентом. «Этот законопроект, — сказал Джо Байден, — еще одно доказательство того, что демократы и республиканцы могут объединиться, чтобы принести пользу американскому народу, и я с нетерпением жду продолжения двухпартийного прогресса в предстоящем году».
Чему быть, того не миновать, и мы избежали очередной угрозы «шатдауна», когда правительство, то есть исполнительная власть, за исключением самых важных и необходимых отраслей, перестает функционировать из-за того, что Конгресс, то есть законодательная власть, не мог или не успел, или по иной причине не утвердил бюджет на очередной финансовый год, который начинается 1 октября и закачивается 30 сентября. 2023 финансовый год начался 1 октября, и с 30 сентября правительство работало в долг самому себе, временное финансирование заканчивалось в полночь с 23 на 24 декабря. Сенат подсуетился 22 декабря, 68 голосами против 29 одобрив расходы на 1 триллион 660 миллиардов долларов, а Палата представителей сделала это на следующий день со счетом 225:201. В пятницу Палата представителей, которую последнюю неделю контролируют демократы, после недолгих прений большинством (225:201) одобрила наш госбюджет, то есть проект Закона о государственных расходах на следующий финансовый год. Билль разрешает правительству истратить1,66 триллиона долларов. Для сравнения замечу, что госбюджет Китая (КНР), где живут полтора миллиарда человек, составляет 1 триллион 389 миллиардов долларов. Чуть больше половины бюджета (858 млрд) предполагается истратить на военные нужды, а чуть меньше половины (787 млрд) — на мирные цели.
В тот же день, 23 декабря, президент подписал проект бюджета, но, насколько я понимаю, только его военную половину. «Сегодня я подписал закон П.П.(Палаты представителей) № 7776, — заявил Байден. – Этот закон разрешает ассигнование на (2023) финансовый год для министерства обороны, для программ национальной безопасности министерства энергетики, а также для Государственного департамента, министерства внутренней безопасности и разведывательного сообщества». Военные расходы называются “defence”, то есть «оборона», и, очевидно, предусматривают защиту нашей национальной безопасности, которой фигурально угрожают реальные действия России в Украине и КНР в Тайваньском проливе. На помощь Украине выделено 800 млн. долларов, на помощь Тайваню 10 млрд, а на «сдерживание России в Европе» 6 млрд. долларов. Помимо этих расходов, предусмотрено финансирование программы строительства новых стратегических бомбардировщиков B-21, способных нести ядерное оружие. Армии разрешено закупить еще 36 истребителей F-35, а флот получит 32 млрд. долларов на строительство новых кораблей. В глаза бросается «нищенская» доля помощи воюющей Украине, но не нужно забывать, что общая сумма нашей военной помощи этой стране с начала президентства Байдена, то есть за год и месяц до вторжения России в Украину, составляет около 19,7 млрд долларов.
Но оставим в покое военные цветочки бюджета и перейдем к его мирным ягодкам, против которых наш президент тоже не намерен протестовать. Как написал в газете The Washington Times Ричард Ран, глава находящегося в городке Рестон под Вашингтоном Института глобального роста экономики (Institute for Global Economic Growth), «те, кто голосовали (за бюджет), называли его рождественским подарком американцам, тогда как в действительности это был носок с углем (чего большинство в 2022 не заслужили). Конгресс вторгся в ваш банковский счет, забрал все деньги и оставил записку, что, поскольку денег у вас нет, вы остались должны. А для уверенности, что этот долг есть кому получать, Конгресс сильно увеличил бюджет налоговой службы, которая будет делать вам предложения, от которых нельзя отказаться». Этим тонким намёком на толстые обстоятельства из книги и фильма «Крестный отец» Ричард Ран даёт понять, что для экономики Соединенных Штатов закон № 7776 смерти подобен, члены нашего Конгресса в экономике либо просто невежды, либо злоумышленники, либо им на это наплевать. За билль в обеих палатах Конгресса проголосовали почти все демократы, многие из которых, по мнению Рана, считают свой экономический пофигизм не недостатком, а достоинством. Это не новость, а удивительно то, что вместе с ними проголосовали 18 сенаторов и 7 конгрессменов-республиканцев, которым впору бы знать, что в нашей экономике и к чему. Ричард Ран помнит демократов, которые в этом соображали, каким, например, был сенатор Ричард Лонг, который с 1948 по 1987 год представлял там Луизиану и много лет был председателем финансового комитета Сената. Толстяк и пьянчужка Лонг в то же время был умницей и остряком, а налоговый кодекс знал назубок, в то же время чётко разбираясь в окружающей реальности. Демократ Лонг ладил с администрацией республиканца Рейгана и мог конструктивно работать с ними по налоговой реформе, а не тупо саботировать ее. Было время, когда при президенте Картере демократы пытались заткнуть дыру бюджетного дефицита своим любимым приемом – ростом налогов. До него президент Кеннеди опустил налоги, чем пришпорил экономику, но Картеру этот урок не пошел впрок, а многие демократы по сей день не понимают разницу между налоговыми ставками и налоговыми доходами, что видно по нынешнему бюджету. К счастью, большинству республиканцев и меньшинству демократов сейчас ясно, что повышение налоговых ставок в результате может понизить долгосрочные налоговые поступления из-за замедления роста экономики по вине разных препятствий сбережениям, инвестированию и работе. «Прогнозы Бюджетного управления Конгресса говорят о постоянно растущем долге в процентах от ВВП — валового внутреннего продукта, что, конечно, неприемлемо, — резюмирует Ричард Ран. — Несмотря на постоянно растущий долг, администрация США не обанкротится в традиционном смысле, потому что сама печатает свои деньги, но деньги, которые она создает, то есть зарабатывает, будут стоить все меньше и меньше что мы называем инфляцией). В какой-то момент девальвированная валюта и растущие процентные выплаты по долгу вытеснят другие государственные расходы, и тогда не будет другого выбора, кроме экономической реформы, включая возврат к деньгам, поддерживаемым сырьевыми товарами». Это и будет предложением, от которого нельзя отказаться – дулом пистолета у виска. По мнению Бет-Энн Бовино, экономиста манхэттенской компании S&P Global Ratings, в 2023 году экономика США войдет в умеренную рецессию, сократившись примерно на 0,8%. Инфляция превышает 8% уже несколько месяцев, тогда как оптимальным показателем, с точки зрения Федерального резерва, считается 2%. Для замедления инфляции Федерльный резерв, как у нас называют Госбанк, агрессивно повышает процентные ставки, оказывая давление на экономику и повышая риски рецессии. В этом году негативный эффект оказался не столь выражен благодаря импульсу от восстановления экономики после вызванного коронавирусом спада, однако в 2023 этот импульс сойдет на нет, а с учетом сохраняющихся геополитических рисков рецессия в экономике Соединенных Штатов кажется практически неизбежной. Однако рецессия будет непродолжительной и начнется примерно в середине 2023 года. Это вызовет обвал фондовых рынков примерно на 25%, но к концу года индексы полностью восстановятся. Так что не будем унывать. С Новым годом и выше голову!
Александр ГРАНТ