Автор: Александр Грант
С 1971 года, когда 31-летний репортер газеты The Washington Post Боб Вудворд в соавторстве с 30-летним коллегой Карлом Бернстином написал свою первую книгу «Вся президентская рать» («All the President’s Men») про уотергейтский скандал, он написал еще 20 книг. А на днях в издательстве Symon & Shuster выйдет 21-я — «Угроза» (Peril), соавтором которой 78-летний Вудворд взял 35-летнего репортера Post Роберта Коста. Угрозу своей стране и миру Вудворд после изданной три года назад книги «Страх: Трамп в Белом доме» снова видит в Трампе. Авторы говорят, что по ходу работы над этой книгой взяли больше двухсот интервью и приводят выдержки из секретных документов, а их основной герой -разоблачитель генерал Марк Милли, председатель Объединённого комитете начальников штабов Вооруженных сил США. «Опасаясь, что бывший президент Дональд Трамп может ‘вскипеть’ в последние недели его пребывания в Белом доме, — сообщила о новой книге Русская служба «Голоса Америки», — глава Объединенного комитета начальников штабов самостоятельно заверил Китай в том, что США не начнут атаку в последние дни Трампа на посту главы государства… Директор ЦРУ Джина Хаспел якобы сказала Милли: «Мы на пути к правому перевороту».
Этот путь, по убеждению недругов Трампа, лежал через известные событий 6 января этого года в вашингтонском Капитолии, куда без спроса проникли его сторонники, сомневающиеся в легитимности ноябрьских выборов прошлого года. Через два дня спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси по телефону высказала генералу Милли свое мнение о президенте Дональде Трампе: «Если его даже не могли удержать от нападения на Капитолий, кто знает, на что он способен? Да и есть ли в Белом доме кто-то способный на что-то, кроме как лизать его толстую задницу?.. Он спятил. Вы знаете, что он спятил. Он спятил уже давно. И не говорите, будто не знаете, что у него с головой». Как главе нижней палаты Конгресса ей было на что негодовать: 69-летний арканзасец Ричард Барнет, уселся в офисе спикера, задрал ногу на ее рабочий стол и оставил записку, назвав Пелоси только по имени Нэнси и обозвав словом на букву «с» (по-английски на «b»), что означает собаку женского пола, хотя в суде адвокат Барнета подверг обидность этого слова сомнению.
Как матери 5 детей, бабушке 9 пожилых внучат и наверняка уже прабабушке, 81-летней Пелоси тоже было за что злиться на Трампа, которого она ненавидела и до этого. Но дело было не в ней, а в ее телефонном собеседнике, который ответил: «Madam спикер, я полностью с вами согласен». Это был 63-летний генерал Марк Милли, глава Объединенного комитета начальников штабов наших вооруженных сил, который в тот же день позвонил в Пекин генералу Ли Цзочену, начальнику Объединенного штаба Центрального военного совета, то есть своему китайскому коллеге. «Генерал Ли, — сказал ему Милли, — мы знаем друг друга уже лет пять. Если мы соберемся напасть, я сообщу вам об этом заранее. Это не будет сюрпризом». Позже генерал Милли собрал в Пентагоне старших военачальников, которым предложил информировать его о любых милитаристских настроениях главнокомандующего, то есть президента Трампа. Как выяснилось, аналогичный разговор двух генералов состоялся 30 октября прошлого года, за четыре дня до выборов президента, и Марк Милли сказал Ли Цзочену, что не допустит ядерного удара США по Китаю по приказу Трампа.
Как и в случае с другой утечкой разговора на высшем уровне, когда 23 июля президент Байден предложил афганскому коллеге Ашрафу Гани солгать своему народу и всему миру о плачевном состоянии дел его власти, разговор Пелоси с Милли не вызвал особой критики наших ведущих СМИ и политиков-демократов, хотя отозвались многие. «Есть много способов уничтожить конституционную демократию, — напиcала газета Washington Post 15 сентября. — Один — это нападения толпы партийных сторонников на выборные процессы, вроде того, что спровоцировал президент Трамп в Капитолии 6 января. Другой — это посягательство военных на гражданскую власть во имя спасения страны или другой якобы высокой причины. В результате войны или ошибки в расчетах с обладающим ядерным оружием противником могут быть человеческие жертвы, и эти угрозы сквозят в разговорах генерала Марка Милли… Важно установить четкое различие и выяснить, что нам известно и пока не известно. Генерал Милли боялся и того, что может натворить неуправляемый Трамп, и того, что в Китае могут не понять намерений США из-за нашей политической нестабильности. Через запасные каналы до и после выборов генерал пытался уверить своего пекинского коллегу в мирных намерениях Соединенных Штатов». И дальше в таком же духе.
Вероятность того, что «неуправляемый» Трамп ради популярности в своей стране или из мести победившим его демократам решит шарахнуть по Китаю ядерными ракетами и начнет Третью — и, возможно, последнюю, мировую войну, теоретически равны нулю, а практически — двум нулям. Но как-никак президент у нам главнокомандующий вооруженными силами, а начальник генштаба его подчиненный, и, узнав о разговорах Милли с Ли за его спиной, Трамп с солдатской прямотой назвал нашего генерала «тупицей», которого следует судить за измену. Конгрессмен-республиканец Грег Стюбе в своем твиттере написал, что Милли нужно отдать под трибунал за «мятеж», а его коллега-однопартиец Дэн Бишоп высказался за немедленное расследование, а в итоге возможную отставку и тоже трибунал. По мнению экспертов-правоведов, генерала Милли следует судить за нарушение субординации, поскольку он не поставил в известность о своих намерениях связаться с военачальником недружественной страны ни главнокомандующего Дональда Трампа, ни министра обороны Кристофера Миллера. Обвинение в таком случае может утверждать, что если все сказанное Марком Милли и китайскому генералу содержит «оказание помощи и поддержки в Соединенных Штатах или где-либо», это измена, за которую положено минимум 5 лет лишения свободы.
В среду пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки на брифинге назвала поведение генерала Марка Милли приемлемым «в контексте данного периода… и времени в истории», с учетом того, что Трампу оставалось несколько дней у власти, и того, что произошло 6 января. «Могу вас заверить, что Байден знает генерала Милли, — сказала Псаки репортёрам. — Он был председателем Объединенного комитета начальников штабов почти все 8 лет его президентства (очевидно, Джен имела в виду «вице-президентства» — А.Г.), они бок о бок работали по целому ряду международных событий, и президент полностью доверяет его руководству, патриотизму и верности нашей Конституции». Сам Байден следом за своим пресс-секретарём слово в слово повторил, что верит своему начальнику генштаба, а полковник Дэйв Батлер, представитеь генерала Милли, заявил, что его босс «регулярно связывается с руководством министерств обороны по всему миру, включая Китай и Россию», и «эти беседы важны для общего понимания интересов национальной безопасности США, снижения напряжённости и большей ясности во избежание нежелательных последствий или конфликтов».
Так все же, в чем суть очередной новости второй свежести, поскольку о несложившихся отношениях президента Трампа с руководством Пнетагона, ЦРУ и ФБР было известно раньше? Какая метафора уместнее: про гору информации, которая родила мышь сенсации-однодневки, или про муху и слона? Обозреватель симпатизирующей Трампу газеты New York Post Миранда Невин в четверг написала, что по званию и должности Марк Милли был и есть, в принципе, не боевой командир, а старший советник президента по военным делам, но зато он был штатным жрецом «вашингтонского культа по низложению президента Трампа». Достаточно вспомнить июнь прошлого года, когда генерал Милли снялся с президентом Трампом перед церковью Св. Иоанна на Лафайет-сквер у Белого дома. Страну трясли массовые протесты против полицейской жестокости, на чем демократы активно набирали политические очки, мешая президенту наводить порядок федеральным вмешательством. Столицу бесчинства не миновали, церковь подожгли, президента с семьей пришлось перевести в подземный бункер Белого дома, десятки полицейских федеральной Службы охраны парков и агентов Секретной службы получили травмы, и 1 июня, когда полиция и ремонтники наводили порядок и устанавливали дополнительные ограждения, Трамп в окружении президентской рати прошел от Белого дома через парк до храма и снялся там с Библией в руках, показывая, что он по-прежнему на своем месте.
Левые СМИ осветили это по-своему, сообщив, что «штурмовики» Трампа разгоняли мирных демонстрантов слезоточивым газом, а спикер Пелоси в разговоре с генералом Милли по телефону не скупилась на эпитеты и повторила про «штурмовиков», а министра юстиции Уильяма Барра назвала подмастерьем. Спикер отругала генерала за снимок с Трампом, и на следующий день Милли выставил видеоизвинение, назвав себя «аполитичным военным», а присутствие которого вместе с президентом у подожжённой смутьянами церкви «создало впечатление, будто военные вмешиваются в политику». Кто бы говорил, напомнила Миранда Девин, но не Марк Милли, который как-то сравнил Трампа с Гитлером, а его сторонников назвал «коричневыми рубашками». На инаугурации президента Байдена 20 января Милли сказал Мишел Обаме, что «никто сегодня не улыбается так широко, как я». Как тут ни вспомнить улыбку Чеширского кота из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола. Его кот постоянно улыбался, мог по собственному желанию быстро исчезать или, наоборот, постепенно растворяться в воздухе, оставляя на прощание только улыбку. «В свое оправдание, — считает российский политолог и выпускник Львовского военно-политического училища Владимир Павленко, — Милли приводит умозаключение о том, что уровень неуверенности Пекина в американских намерениях был таков, что там всерьез опасались агрессии, а потому могли решиться на превентивный удар. И как раз вот эта часть опубликованных откровений прежде всего и позволяет утверждать, что речь идет не о реальной угрозе ядерной войны между США и Китаем, а об ее мистификации в определенных целях, прежде всего — внутриполитических».
На канале Fox News , который держит сторону республиканцев и Трампа, улыбке кота Милли на днях посвятил передачу ведущий своей вечерней программы Такер Карлсон. «Стало известно, — сказал он, — что… генерал Марк Милли представляет собой опасность для нашей страны. Это не было полной неожиданностью. Мы уже знали, что он безрассудный псих. В июне, прямо посреди слушаний в Конгрессе, которые транслировались на всю страну, Милли разразился расистской тирадой, направленной против половины жителей Соединенных Штатов. Обращаясь к конгрессменам, Милли сказал, что нечто под названием «белая ярость» представляет собой национальный кризис. Он так и не аргументировал то свое высказывание и даже не дал определения этому термину, однако сохранил при этом свою должность, — что говорит о Конгрессе США столько же, сколько и о нем самом. В июле мы узнали, что Милли допускал возможность того, что вооруженные силы США, по всей видимости, хотели применить силу против Дональда Трампа, который в тот момент был действующим президентом. «Мы — ребята с оружием», — сказал он своим коллегам-офицерам. И снова Конгресс ничего не предпринял. Теперь, благодаря новой книге Боба Вудворда и Роберта Коста, стало известно, что Милли тайно сотрудничал с нашим главным военным противником, а именно с правительством Китая».