Согласен с теми, кто считает, что история, как наука, — ноль без палочки. Особенно история, уходящая в века. Очевидцев нет, а сами историки (даже древние), как правило, не очевидцы, а переписывают сведения у других, ещё более древних. Другими словами, по Пушкину — «Иных уж нет, а те далече. Как Сади некогда сказал». И всё-таки, несмотря на это, для автора, имеющего историческое образование, «ноль без палочки» нужен. Просто необходим. Потому что какие-то важные отзвуки прошлого, благодаря историкам, не исчезают в веках. Они остаются в памяти, кристаллизуются, дают возможность нам, жителям XXI века, не превратиться в «Иванов, не помнящих родства».
Например, благодаря истории мы можем знать, когда был разрушен Вавилонским царём Навуходоносором Иерусалимский Храм, начался Галут и на евреев обрушилась первая волна страшной судьбы народа-изгнанника. Это произошло в 588–586 гг. до нашей эры. Две с половиной тысячи лет назад. Если посчитать, что в столетии четыре поколения, то примерно 100 поколений назад. По космическим меркам — совсем недавно.
Видимо, из-за трагических ассоциаций с печальными событиями в Израиле этот день отмечают ещё и как память о 6 миллионах евреев, уничтоженных в Холокост. Может, ещё и потому, что не было бы изгнания, не было бы и Катастрофы. В этот день мы можем отметить Божье чудо, благодаря которому иудеи прошли сквозь все ужасы Галута и не исчезли, как многие другие древние народы с похожей судьбой. С этого момента началась и продолжалась до возрождения современного Израиля другая жизнь евреев. Среди других народов. Вдали от родины. Именно тогда евреи дали священный обет верности Земле Обетованной.
После первой волны изгнания многие евреи вернулись из вавилонского плена. Был построен Второй Иерусалимский Храм, который тоже вскоре был разрушен римлянами. Но история изгнания начинается именно тогда. Именно тогда возникла еврейская диаспора, которая по убывающей (ассимиляция, переезд в Израиль) продолжается до сих пор. Которая пережила Холокост и всегда была тесно связана с Иерусалимом и с жившими там евреями.
Как евреи выжили и остались евреями?
Этому есть единственная причина — иудаизм. Только благодаря дарованной иудеям Богом религии, они сохранили нацию. Сохранили особый дух, присущее только им отношение к жизни, к семье. Сохранили коллективную память, оставленную древними израильтянами: Танах, Талмуд, галахическую литературу. Остаться евреями помогли и священные слова: «В каждом поколении человек обязан рассматривать себя, будто он сам вышел из Египта, ибо сказано: «И скажи сыну твоему в тот день так — это ради того, что сделал со мною Господь при исходе моём из Египта». (Исх, 13:8). Слова, которые ещё каких-то сто-двести лет назад произносили на праздники наши религиозные предки и продолжают произносить ортодоксы и ультраортодоксы в Израиле. Те самые харедим, которых, порой, так бессмысленно и зло ругают некоторые русскоязычные израильятяне. Это не удивительно. Русскоязычные приехали на историческую родину из бывшего Союза. Из страны, в которой на 70 лет распалась связь времён, и где евреи остались евреями благодаря не исчезающему иудаизму, а государственно-бытовому антисемитизму.
Что пришлось евреям пережить?
Их насильственно изгоняли из стран проживания. В 1492 году из Испании. В 1113 году по приказу Владимира Мономаха и 1742 году, по приказу императрицы Елизаветы, — из Российской империи: «От жидов не желаю интересной прибыли». В 1290 из Англии. В разные годы из Венгрии, Франции, Германии, Италии. Практически, из всех стран. Подсчитано, что евреев изгоняли из 109 стран. Последнее изгнание в 1968 году при Гомулке из Польши. Но если бы только изгоняли. Их убивали, вешали, топили целыми семьями, жгли на кострах, расстреливали, травили газом. Если же не уничтожали, то дискриминировали, не принимали на работу и в институты, оскорбляли, обвиняли во всех смертных грехах.
Почему? Почему, чёрт возьми!
Говорят, что у антисемитизма тысяча причин. Неправда. Причина одна — они другие. Они чужаки. Кстати, хорошо написал на эту тему Александр Гордон в книге «Коренные чужаки». У них другая религия, другие представления о жизни, другие праздники. И потому они прекрасно подходят на роль (помните песню Высоцкого) козла отпущения. И ещё. Евреев невозможно понять. Если рассуждать, конечно, с точки зрения антисемитов. Они дали миру христианство и… отказались от него. Дали миру ислам и снова отказались. Мартин Лютер звал их в ряды протестантов. И снова отказ. Представьте себя на его месте. Вы хотите совершить, как вы считаете, милосердный поступок и предлагаете бездомному поселиться в своём доме. И слышите в ответ отказ. Такой отказ, по мнению предлагающего, это личное оскорбление. Плевок в лицо. Вы неминуемо станете врагом этого человека. Так оно и случилось. И Мартин Лютер, и мусульмане, и христиане стали злобными юдофобами.
А тут ещё невероятное: ненавидимые, отторженные евреи не прозябают, не копаются в грязи, а делают великие, гениальные открытия. Это только усиливает антисемитизм. Он становится пандемией, вирус от него, как коронавирус, разлетается по всей планете. И не так уж часто встречаются те, у кого против злобного вируса есть антитела: «Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно — делайте сами великие открытия!» (Николай Бердяев).
Впрочем, когда говорят, что евреев все не любят — это неправда. Таких, как Бердяев, носителей антител в мире, не так уж мало (евагелисты, баптисты, многие представители интеллигенции и другие) и их количество, на мой взгляд, с годами будет увеличиваться. Я не разделяю мнения, что антисемитизм вечен и неистребим…
Давайте помечтаем
Итак, за две с половиной тысячи лет изгнания евреи прошли все девять кругов ада. Но не для грешников, как у Данте, а для всего народа. А теперь помечтаем. Представим, что не было бы того страшного дня изгнания. Навуходоносор и эллины не разрушили бы Иерусалимские Храмы, и евреи продолжали бы жить на своей данной Всевышним земле. Так же, как живут до сих пор египтяне, те же римляне или китайцы. Может быть, тогда они бы не испытали ужасов жизни в изгнании, ужасов антисемитизма и им в течение тысячелетий не пришлось бы преодолевать всевозможные препятствия. Не только чтобы поступить в престижный институт или занять определённую должность, но и чтобы выжить. Правда, не исключено, что если всего этого не было, то потомки Авраама не стали бы теми, кем стали: великими учёными, шахматистами, музыкантами. Кто знает. Может быть, прав Макс Нордау, когда говорил: «Евреи добиваются превосходства только потому, что им отказано в равенстве»? Так это или не так, мы никогда не узнаем…
Лев МАДОРСКИЙ
«МАСТЕРСКАЯ»