Кому принадлежит Александровское подворье?

Фото Дениса Златопольского

Должен ли Израиль передавать иерусалимскую христианскую недвижимость Москве только потому, что так хочет Путин? Попробуем разобраться в проблеме с точки зрения иудаизма. 

На фоне возобновившихся требований России передать в ее полное владение территорию и здания так называемого Александровского подворья в Старом городе Иерусалима нам показалось интересным изучить, кому на самом деле принадлежит эта собственность. Так как автор статьи не является юристом, тем более — специалистом в запутанном переплетении турецких, английских, иорданских и израильских законов, на основании которых непостижимым образом выносят решения израильские суды, мы будем рассматривать вопрос с позиции Торы, логики и истории — тех ракурсов, которые доступны простому смертному. Соответственно, мы не беремся предсказать, каково будет решение израильского суда.

С точки зрения Торы, с момента ее дарования вся территория Земли Израиля отдана еврейскому народу в вечное владение, но при этом — владение не абсолютное: «…потому что земля эта — Моя, а вы — пришельцы и жильцы у Меня» (Ваикра 25:23). По этой причине возможности евреев-владельцев земли распоряжаться ею ограничены. Любая продажа евреем части Святой земли — фактически, долгосрочная аренда (кстати, это закреплено в уставе «Керен Каемет ле Исраэль» и до недавнего времени было принципом Земельного управления Израиля). Как правило, договор заключают примерно на 100 лет, но теоретически возможно, что некий собственник заключил договор на 500 и более лет. Такой договор должен оставаться в силе, пока не истек его срок, однако его наличие нужно доказать. Территория Александровского подворья уже сотни лет находится во владении христиан различных конфессий. Договор на такое длительное время, да еще с правом передачи недвижимости от одного потомственного арендатора другому, должен быть уникальным и известным фактом, упоминаемым во множестве документов. Тем не менее ничего подобного про территорию Александровского подворья не известно.

Зато известно кое-что другое. В 135 году новой эры, после поражения восстания Бар-Кохбы, римский император Адриан объявил Иерусалим «юденфрай» и запретил евреям появляться в нем. Город был разрушен и полностью перепланирован, после чего заселен язычниками и христианами. На месте, где сейчас располагается Александровское подворье и соседний с ним Храм Гроба, Адриан построил огромный храм Венеры — разумеется, абсолютно не считаясь с правами еврейских собственников этого участка. Важно подчеркнуть, что запрет евреям селиться в городе был этническим, а не религиозным, то есть распространялся и на христиан, так что невозможно высказать аргумент, что землю сдал в аренду или продал еврейский собственник, сменивший религию. Для обеспечения исполнения запрета вокруг Иерусалима, переименованного в Элию Капитолину, был расквартирован целый легион. Запрет соблюдался строжайшим образом не менее двухсот лет — до правления Юлиана Отступника и был полностью отменен только в VII веке мусульманским правителем Омаром Первым, завоевавшим Иерусалим у византийцев. Тем самым Омаром, в честь которого названа мечеть на Храмовой горе. На момент завоевания Омара — и, соответственно, еврейского возвращения в город на развалинах храма Венеры уже стоял популярный у христиан Храм Гроба, и соседний с ним участок наверняка был занят.

Из вышесказанного очевидно, что коптская церковь, у которой царская Россия приобрела участок под строительство Александровского подворья, не являлась законным владельцем земли, то есть покупателем участка у потомков евреев, владевших ею по велению Свыше на протяжении более чем тысячи лет. Право силы, которым воспользовался римский император и его византийские преемники для конфискации еврейской недвижимости, не признается ни Торой, ни современной юриспруденцией, если точно известно, что у недвижимости были владельцы (а о Земле Израиля это известно). Более того: если по традициям большинства народов заброшенная владельцами земля становится со временем законной собственностью завоевателей, то в традиции иудаизма это не так. Недвижимость по Торе невозможно потерять за давностью лет. Она веками остается собственностью наследников последнего законного владельца, даже если те не знают о ее существовании. А поскольку все евреи считаются друг другу родственниками, наследники обязательно есть. Пока точный наследник владельца не обнаружен, недвижимость должна быть под опекой еврейской общины, роль которой сейчас играет еврейское государство.

Важно подчеркнуть, что сказанное здесь равным образом относится к «собственности» на недвижимость в Святой Земле всех других юридических лиц иноверных конфессий, если точно известно из исторических источников, что еврейские землевладельцы не могли законно продать или сдать в долгосрочную аренду данный участок иноверцам (например, известно, что они в этой местности были вырезаны или изгнаны силой). Если применить этот принцип и расследовать происхождение земельной собственности представителям других конфессий на Святой Земле, наверняка обнаружим, что у значительной части из них претензии на недвижимость обоснованы… банальным захватом временно пустующих еврейских земель, имеющих хозяев.

Теперь рассмотрим другой аспект проблемы — правопреемственность собственности на строения и достопримечательности, расположенные на территории Александровского подворья. Как отмечалось выше, Россия приобрела участок, на котором впоследствии было воздвигнуто подворье, у коптской церкви. Произошло это в 1859 году. Формально приобретение осуществил российский дипломат не в религиозных целях, но затем изначальные намерения россиян изменились. На месте начались раскопки, после которых поверх обнаруженных древностей и было построено подворье с церковным комплексом. В 1889 году имущество и управление им были переданы созданной незадолго до этого структуре — Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО).

После Октябрьской революции 1917 года ИППО разделилось на две организации. Одна из них осталась в России и стала называться Российским палестинским обществом (РПО). Советская Россия не проявила к ней никакого интереса, а если точнее — просто разграбила ее имущество. Четырехэтажное здание Общества в Петербурге было национализировано, некоторые руководители подвергнуты репрессиям. В 1932 году принадлежащая Обществу церковь в Петербурге была взорвана по решению советских властей вместе с ценнейшей коллекцией древнерусского искусства, собранной дореволюционным руководством РПО. Однако советские власти проявляли интерес к имуществу Общества в Палестине и требовали от представителей британского мандата, а также от Франции и Италии признать данную недвижимость собственностью Советского Союза. Им было отказано; видимо, немалую роль сыграла смехотворность претензий антиклерикального государства на церковные строения.

Вторая часть ИППО, включая руководство, оказалась в эмиграции и стала называться Православным палестинским обществом (ППО). Именно эту группу западные страны воспринимали как юридического «наследника» ИППО и распорядителя ее имущества в Палестине. В предвоенные десятилетия ППО вела активную деятельность, в частности — продала значительную часть своей недвижимости в Палестине. В дальнейшем организация разделилась на три независимые секции, одна из которых — «секция Святой Земли» — стала заниматься имуществом в Иерусалиме. В 1986 году в организации произошел раскол. На текущий момент одна из групп — наследников организации физически контролирует Александровское подворье, и именно их права оспариваются как другими группами, так и Россией.

Шошана БРОДСКАЯ 

isrageo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *