Одиссея классика Александра Гринберга (1885–1979)

Фото: otosky.ru
Жизненная одиссея классика российской пикториальной фотографии Александра Гринберга удивительна и печальна. Он пережил две мировые войны, революцию, Гражданскую войну, был заключённым в исправительно-трудовом лагере ГУЛАГа, реабилитирован в хрущёвскую оттепель и умер забытым в брежневскую эпоху застоя.
Александр (Абрам) Данилович Гринберг родился в Москве в семье служащего. Его увлечение фотографией началось в детстве. Свой первый снимок он делает в десять лет. Интерес к фотографии развивается и в годы обучения в гимназии, и в Московском университете на физико-математическом факультете, и на занятиях в Строгановском художественном училище (1905 — 1912). В 21 год Гринберга принимают в Русское фотографическое общество (РФО), крупнейшее творческое объединение фотографов России. Здесь он сближается с известными российскими пикториалистами, оказавшими влияние на его последующее творчество.

Фотограф А.Д.Гринберг в форме прапорщика. Фото: wikipedia.org
Фотограф А.Д.Гринберг в форме прапорщика. Фото: wikipedia.org

В конце ХIХ — начале ХХ столетий в художественной фотографии Европы (Питер Генри Эмерсон, Рудольф Дюркооп) и России (Алексей Мазурин, Сергей Лобовиков) сформировалось новое направление, получившее название пикториализм (от англ. Pictorial — живописный). Пикториалисты стремились вывести фотографию за пределы документальности и ремесла, рассматривали камеру как инструмент для создания художественного произведения. В своих работах они избегали чёткого изображения и резкой проработки деталей, полагая, что это разрушает целостное восприятие художественного образа. Желаемый эффект достигался применением мягкорисующей оптики, в частности, объектива типа «монокль» и сложной технологии обработки позитива (бромойль, гуммиарабик, платинотипия). Основными сюжетами пикториалистов были пейзаж, отражающий мимолётное впечатление от натуры, портрет, передающий нюансы настроения, обнажённая фигура, выражающая различное эмоциональное состояние. Подобно импрессионистской живописи, предмет на их фотографиях как бы растворялся в световоздушной среде. Этот стиль был удивительно созвучен мистической русской поэзии «серебряного века».
Эстетика пикториализма покорила Александра Гринберга. Он в совершенстве овладевает техникой «благородной печати». Как прирождённый поэт, он достиг творческой зрелости уже в молодые годы. В 1908 году Гринберг получает серебряную медаль на Всероссийской выставке в Москве, а в 1909 — золотую медаль на Международной выставке в Дрездене. Начиная с 1910, и по 1930 годы, его фотографии показывались почти на всех российских и международных выставках.
Как признание высокого мастерства, в 1912 году Гринберга назначают заведующим павильоном для съёмок и лабораторией РФО. В его обязанности входило «консультировать членов общества при выполнении тех или иных работ, следить за новинками техники, поддерживать сохранность аппаратуры и приборов».
В 1914 году по предложению кинофабрики А. Ханжонкова Александр Гринберг организует отдел фото-кинорекламы, оборудует лабораторию аппаратами для печати «Kodak» и налаживает массовый выпуск фотографий. Здесь же на кинофабрике его впервые заинтересовала работа оператора, что в дальнейшем проявится при фотографировании моделей в движении.
В эти годы, продолжая заниматься фотографией, Гринберг снимал пейзажи, жанровые сцены (серия «Москва», 1907–1910), портреты (портрет Веры Холодной, 1914). Первая мировая война обрывает все начинания. Гринберга призывают в армию. В 1915 году он попадает в плен, где находится до середины 1918 года. Там ему представилась возможность ознакомиться с литературой по фото-кинотехнике и истории фотографии, более подробно изучить творчество немецких пикториалистов.
Вернувшись в Москву в столь неустроенное время, в жизни Гринберга наступает какой-то мятущийся период. Он работает кинооператором то на московских кинофабриках Харитонова и Ермолова, то в Одессе, в одной из дивизий Красной армии, то на одесской кинофабрике.
Фото: i.pinimg.com
Фото: i.pinimg.com

В 1921 году Александр Гринберг вновь в Москве. Сначала он работает во Всероссийском фотокиноотделе, а в 1923 году переходит на преподавательскую работу в Государственный техникум кинематографии (будущий Всероссийский институт кинематографии, ВГИК ), заведует кафедрой кинотехники и киносъёмки до 1930 года. Одновременно он работает кинооператором в Госкино (Совкино) (1925–1928). Его фильмография 1920-х годов включает фильмы «Рассказ о семи повешенных» (1921), «Потомок араба» (1926) и «Два друга, модель и подруга» (1927).
В 1920-е годы наряду с преподаванием и операторской работой Гринберг продолжает заниматься фотографией. Он создаёт известную серию пикториальных фотографий обнажённой натуры, снимая модели в разных позах и ракурсах: задрапированными в прозрачную ткань, с зонтами и мячами, стоящими и сидящими, одиночные и групповые. Они выражали созерцательность, эротичную чувственность («Купальщица», 1924; «Сидящая девушка», 1928; «Модель Наталья Гринберг»).
В 1921 году в Москву по приглашению Луначарского приезжает Айседора Дункан для организации школы танца. Великая босоножка очаровала московскую публику своей пластикой. Её вдохновляла античность. Дункан выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами, могла танцем выразить музыку, живопись, поэзию. Максимилиан Волошин писал: «Айседора танцует всё — всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация».
Впечатление от пластики Дункан было столь велико, что Хореографическая лаборатория Государственной академии художественных наук, Российское фотографическое общество, Институт труда и ряд других организаций разрабатывают проект «Искусство движения». Задачей фотографов было «наглядно сопоставить все виды искусства движения: танцевального, физкультурного и трудового». Участвуя в проекте, Гринберг в 1925 — 1928 годы создаёт серию фотографий «Античный мотив». В качестве моделей он приглашает артистов танцевальной студии Веры Майя. Съёмки проходили на фоне классической архитектуры подмосковных усадеб в Архангельском, Царицыне, Кузьминках, Николо-Урюпине. Босоногие модели, изображающие вакханок, дриад и наяд, представали в пластических этюдах на фоне античных ваз, ступенях каменных лестниц, мраморных фонтанов. Фотографии, снятые мягкорисующей оптикой и с пикториальным настроением, вызывали ощущение подлинности сцены. Продолжая изучение пластики движения, Гринберг снимает серию фотографий «Этюд движения» с участием акробатов и гимнастов в многофигурных композициях.
С 1925 по 1928 годы Александр Гринберг вместе с известными пикториалистами Юрием Ерёминым и Николаем Свищовым-Паоло участвует во всех четырёх выставках «Искусство движения». Эти годы — верх признательности творчества Гринберга. Его избирают членом жюри значительной выставки «Советская фотография за 10 лет» (1928), на которой он показывает 51 фотографию — итог 20-летней работы. В этом же году снимки Гринберга демонстрировались на международных выставках в Токио, Турине, Торонто и Париже.
Однако, наступает какой-то момент насыщения. Достигнув поразительной художественной выразительности в пикториальной светописи, Гринберг приходит к заключению, что фотография эстетически самодостаточна и без применения сложной технологии печати. Он провозглашает идею «чистой фотографии». И с середины 1930-х годов перестаёт использовать сложную позитивную обработку фотографий.
Тем не менее, на выставку «Мастера советского фотоискусства» (1935), ставшую важным этапом в развитии советской фотографии, Гринберг представил свои старые пикториальные снимки обнажённой натуры. В выставке участвовали также пикториалисты Н. Андреев, Ю. Еремин, С. Иванов-Аллилуев. Подводя итоги выставки, возникла дискуссия «О формализме и натурализме в фотоискусстве», открывшая кампанию по дискредитации фотографов «cтарой школы». Так, в одной из статей этого периода «О правых влияниях в фотографии», отмечалось: «Публичная, общественная фотография должна раз и навсегда прекратить доступ на свои выставки, в свои витрины, в свою печать этому грязноватому пережитку капиталистических отношений». Среди тех, чьи фотографии признавались «упадочными» и «социально-импотентными» был и Александр Гринберг.
В 1935 году, несмотря на критику, положение Гринберга в обществе оставалось ещё высоким. Его награждают Почётной Грамотой ЦИК СССР, предлагают ответственную работу по фотооформлению Музея имени В. И. Ленина. Но, вот парадокс времени: на следующий день после окончания работы в музее, 15 января 1936 года, Гринберга арестовывают по обвинению в распространении порнографии.
Годы тюремного заключения с 1936 по 1939 он отбывал в Бамлаге НКВД, где работал фотографом и техноруком в фотобюро Управления. Освобождённый досрочно за ударную работу Гринберг находит место фотографа-художника в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске (1939 — 1941 гг.).
В годы Великой Отечественной войны Гринберг живёт в Москве. В 1941 году он пишет ходатайство о снятии судимости: «15 января 1936 г. я был арестован по обвинению в распространении «порнографии» и осуждён Особым Совещанием НКВД СССР 28 марта 1936 г. на 5 лет к исправительно-трудовым лагерям. За ударную работу на строительстве Вторых путей имел зачёты и премии и 25 (?) 1939 г. был освобождён.
Ввиду того, что никаких, кроме художественных, побуждений при съёмке обнажённого тела у меня не было, я считаю предъявленное мне обвинение в «распространении» порнографии по существу необоснованным.
Всё «распространение» заключалось в том, что я дарил некоторые лучшие и вполне художественные снимки своим моделям (натурщицам). Я прошу судимость с меня снять и возвратить мне полные права советского гражданина».
Реабилитировали Гринберга лишь в конце 1950-х годов. Ему так и не удалось оправиться от перенесённых потрясений. Будучи с 1945 года на пенсии, он жил тихо и скромно, изредка выполнял заказы кондитерских фабрик и дома моды, вёл фотокружок во Дворце культуры автозавода имени Сталина. Он оставался в небытии для искусства более семидесяти лет.
Только в 2010-х годах к Александру Гринбергу вновь вернулось признание как одного из блестящих российских пикториалистов. В московских музеях и галереях состоялись его персональные выставки: «Античный спектакль в русской усадьбе» (2010), «Фотография запрещённых эмоций» (2019), «Александр Гринберг: Движение. 1920-е годы» (2019). Творчеству А. Гринберга посвящена монография: Александр Гринберг. 1885 — 1979 (Москва: АРТ-РОДНИК, 2012).
Работы Александра Гринберга представлены в коллекциях Третьяковской галереи и Театрального музея им. А. А. Бахрушина в Москве, в галерее Алекса Лахмана (Кёльн)…
После долгих лет забвения Александр Гринберг вновь занял достойное место в российской и мировой истории фотографии.
Лев ДОДИН
5р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *