Париж, воспетый Изисом (1911–1980 гг.). Силуэты еврейской фотографии

Изис
«О Париж! Мой уснувший корабль!
Ты вдали ожидаешь меня,
Моя гордость,
Мой праздник,
Чудесная тайна моя,
Что под взглядом твоим
Согревалась»
Андре Френо
Не так уж много фотографов, о которых говорят «он был поэтом с камерой». Изис (Израиль Бидерманас) — один из них. Он создал визуальный образ Парижа. Фотографируя, казалось бы, простые сцены, Изис придавал им настроение, поэтичность. Его видение было добрым, без сентиментальности. Он делал фотографии, сохраняющие интерес и поныне. Они вне времени.
Рождённый в маленьком литовском городке Мариямполь, Израиль Бидерман после получения страной кратковременной независимости в 1918 году становится Бидерманасом. Скрываясь от фашистского преследования уже во Франции, он называет cебя Изисом. Его родители и брат, оставшиеся в Литве, погибли в годы Второй мировой войны, как и миллионы других евреев.

Марк Шагал
Марк Шагал

До 13 лет Израиль учился в еврейской школе, получив прозвище «мечтатель». Он действительно мечтал стать художником. Но его стремление к искусству ограничилось пока поступлением в ученики к фотографу. Обучаясь, он одновременно три года фотографировал, скитаясь по стране.
В 1930 году в возрасте 19 лет молодой фотограф без документов и денег, не говоря ни слова по-французски, приезжает в Париж. «Почему Париж? — Изис позже так объяснил свой выбор: Париж возбуждал моё воображение. Для меня — это был город света, всё было связано с Парижем. В 1930 году Лондон, Нью-Йорк или Берлин не привлекали меня. Мы читали французские романы, мы с интересом знакомились с историей Франции, для нас, в нашем воображении, он был европейским раем, как для других Америка… Франция пленяла нас как страна разума, свободы, равенства людей и культуры, что было для нас мечтой».
Эмигрировав в Париж, Изис связал свою жизнь с этим городом, с Францией, стал французским фотографом. Фотография в Париже периода 1930-х — 40-х годов была экспериментальной, новаторской и совершенно свободной. Это были времена, когда там жили и работали многие выдающиеся фотохудожники со всего мира. Ман Рэй приехал в Париж в 1921 году из Нью-Йорка, Брассаи и Андре Кертеш — в 1924 и 1925 годы из Венгрии, Франсуа Коллар — в1924 году из Чехословакии, Илзе Бинг — в 1930 году из Германии. И это лишь немногие из многих.
c8908df3fda5мммммммммммм
Приехав в Париж, Изис, проживая большей частью на улицах, спустя несколько недель устраивается на работу в портретную фотостудию. Пройдёт ещё некоторое время, и у него появится возможность открыть собственную студию (1933). Изис становится успешным профессиональным портретным фотографом, что давало средства на жизнь и свободное время на посещение художественных галерей.
С оккупацией немцами Парижа Изис вместе с женой и трёхлетним сыном вынужден был укрыться на ферме вблизи Лиможа (1941). Хотя он поменял здесь своё имя на Изис, это не спасло его от ареста. Изис попадает в концентрационный лагерь, откуда его освобождают бойцы французского Сопротивления. Он становится одним из них (1944), фотографирует их будни, делает серию портретов маки — французских партизан, действовавших главным образом на юге Франции.
После освобождения Парижа (август 1944) Изис вновь в родном городе. Он открывает небольшую студию, начинает работать свободным фотографом. Предвоенная пора была для него периодом насыщения Парижем, чтобы с конца 40-х по 60-е годы вылиться потоком непревзойдённых лирических фотографий, запечатлевших город его мечты.
В 1946 году в Париже состоялась первая персональная выставка фотографий Изиса, а спустя четыре года — вторая. К Изису приходит известность. В 1949 году он становится штатным фотографом журнала Paris Match, сотрудничество с которым продолжалось двадцать лет. За эти годы Изис сделал для журнала много фотографий писателей, художников, артистов. Среди них — Марк Шагал, Жак Превер, Луи Арагон, Жан Кокто, Эдит Пиаф, Джина Лоллобриджида, Ролан Пети, Грейс Келли….
izis-bidermanas-27ккккккккк
Близкими друзьями Изиса становятся Марк Шагал и Жак Превер. Их часто можно было видеть вместе прогуливающимися по Парижу. Они приняли участие и в издании трёх книг Изиса. Превер сопроводил фотографии текстом, а Марк Шагал сделал к «The Circus of Izis» (1963) фронтиспис. Великому художнику Изис посвятит книгу «The World of Marc Chagal» (1968). В 1963-е — 64-е годы Изис произвёл сенсацию, когда ему, единственному, была предоставлена возможность запечатлеть 76-летнего Марка Шагала во время его, возбуждавшей всеобщий интерес росписи потолка Парижской оперы.Это фотоэссе Изиса было опубликовано в 1964 году на двадцати страницах Paris Match.
Меланхолик по натуре, вдумчивый художник, Изис привнёс своё настроение в фотографию. «Он заключил Париж в свои объятия», — отметил его сын, Мануэль Бидерманас. Изис создал визуальный образ этого волшебного города. Его влекло стремление запечатлеть нечто необычное в повседневности, увидеть поэзию в окружающей среде. Он фотографирует уличных циркачей, одиноких женщин, продающих цветы в дождливый день, заснеженную улицу с одинокими прохожими, фрагмент покрытой снегом скульптуры фонтана на площади Конкорд, лошадок карусели в пустынном зимнем саду Тюильри, влюблённых на площади Италии, посетителей кафе на бульваре Сен-Жермен… Простой пересказ сцен, запечатлённых Изисом, может лишь обозначить круг объектов его съёмки, но ни в коей мере не передать их настроения и притягательности. Его фотографии вызывают неизменный интерес, они вне времени. Он обладал даром улавливания и передачи мимолётости жизненных ситуаций, постоянно возникающих и исчезающих, способностью раскрытия внутренней взаимосвязи человека с окружающей средой.
fotograf5555555555555
Начиная с 50-х годов, Изис публикует книги одну за другой. Его первая книга в собственном оформлении «Paris des Reves» (Paris of Dreams, 1950) содержала 75 фотографий, сопровождавшихся текстами сорока французских литераторов, включая Андре Бретона, Поля Элюара, Жана Кокто. Книга многократно переиздавалась. Её общий тираж достиг 170 тысяч экземпляров. Всего при жизни Изис опубликовал десять книг. В каждой из них его фотографии предваряли блестящие эссе Жака Превера, Андре Мальро или Клод Колет.
В 50-е годы Изис совершает поездки в Израиль, Англию, Португалию, Алжир и ряд других стран. Фотографии Израиля, сделанные им в 1952-е — 54-е годы, отражают оптимизм людей, строящих новую страну. В 1955 году он издаёт книгу «Israel» с предисловием Андре Мальро. Несколько раз в начале 50-х годов Изис посещает Лондон. Ему удаётся лирично передать на фотографиях настроение городской среды, создаваемое знаменитыми лондонскими туманами. Он фотографирует торжества во время коронации королевы Елизаветы II (1952). Из наиболее известных его снимков, сделанных во время этих поездок, стала фотография мужчины, пускающего мыльные пузыри на многолюдной Ист-Энд улице (1950).
В 1951 году в Музее современного искусства (Нью-Йорк) состоялась выставка «Пять французских фотографов»: Генри Картье-Брессон, Брассаи, Робер Дуано, Вилли Ронис, Изис. Представляя французских фотографов, Эдвард Стейхен, куратор фотографии музея и организатор выставки писал: «Несмотря на их индивидуальности и их очень различные стили, глубоко проявляется общность, основанная на совокупном понимании и явно выраженном гуманистическом взгляде на факты, мгновения и представляемые места». Их общей примечательностью было поклонение Парижу. Все они увлечённо снимали повседневные сцены городской жизни.
Генри Миллер после просмотра фотографий Брассаи, очень близкого Изису по восприятию, писал: «К своему удивлению, я увидел тысячу репродукций различных сцен, все улицы, все фрагменты того Парижа, в котором я умирал и рождался вновь». Это выражение восторга без каких-либо оговорок можно отнести и к творчеству Изиса.
В фотографиях Изиса ощущается непринуждённое восприятие красоты окружающего мира, проницательный взгляд художника. Изис остаётся в истории фотографии как один из великих поэтических фотографов середины ХХ столетия.
Фото: marevna-paris
Лев ДОДИН
9р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *