Автор: Александр ГРАНТ
К началу второго года своего президентства бывший сенатор-демократ Джозеф Робинетт Байден подошел с весьма скромными результатами. По результатам опроса, проведенного социологами коннектикутского Quinnipiac University, профессиональные качества 46-го президента США одобряют 33% американцев и не одобряют 53%, причем в ноябре прошлого года, по данным опроса того же университета, сторонников Байдена было на 3% больше, а противников — столько же. Президентством Байдена в области экономики довольны 34% опрошенных; его внешней политикой -34%, а борьбой с пандеминей — 39%. Обычно славословящий Байдена канал CNN через трех своих корреспондентов 19 января сообщил, что, «когда в прошлом году он входил через парадный подъезд в комплекс Белого дома, Джо Байден заявил, что для него это словно ‘попасть домой’. Если тогда этому 50-летнему изделию Вашингтона президентство казалось естественным, то сегодня его пределы заставляют задуматься об ожиданиях и амбициях, которые сегодня в этой стране истощены, озлоблены и расколоты». Байден, как написали в среду сиэнэновцы Джефф Зеленый, Кевин Липтак и Кейтлин Коллинс, «начинает свой второй срок на одном из самых низких показателей одобрения современных президентов, лишившись политического капитала и чувства доверия, с которыми он пришел к власти». Хотя спорно и это, но, согласитесь, что услышать такое от единомышленников и верных оруженосцев для 79-летнего Байдена не очень приятно.
А ведь как славно все было утром 20 января прошлого года, когда, опять же по словам трех сиэнэновцев, новый президент вошел в теперь свой Овальной кабинет, «засыпав свою свиту конкретными вопросами и стараясь не слишком задумываться о том, кто только что освободил для него этот кабинет, оставив ему пандемию и раскол, а в ящике письменного стола — длинное письмо. Президент работал, чтобы сделать этот кабинет своим, расставив там семейную мебель, заказав шоколадное мороженое с президентским гербом и вернувшись к традициям, которых избегал его предшественник». Жалея своего президента, Зеленый, Липтак и Коллинс написали, что за последующие 12 месяцев Байдену достались кое-какие победы: «Он провел в Конгрессе свой план финансирования борьбы с пандемией и перестройки инфраструктуры; назначил больше федеральных судей, чем его последние предшественники; справился с бумом найма на работу; укротил нищету и организовал общенациональную кампанию вакцинации». И это под таким большим вопросом, что даже Дэвид Аксельрод, политически воспитавший президента Обаму, а на покое старший политический комментатор CNN, сказал, что успехи у президента Байдена, несомненно, есть, «но народ этого не чувствует, и народ в этом не переубедить». Его обещание в инаугурационной речи «прекратить эту негражданскую войну» остается невыполненным, как зовет британского поэта Редьярда Киплинга грядущим поколениям: «Предайте твердость камня всем сказанным словам, Отдайте им все то, что служило б с пользой вам». Правда, Киплинг обращался к белым, а Байден, несмотря на собственную “белость”, ее официально недолюбливает, подозревая в системном расизме.
В феврале у нас начнётся очередной Месяц истории чернокожих (Black History Month), а в марте Байден произнесет свое второе послание «О положении страны» («State of the Union»), где это направление его политического курса будет закреплено стратегически, а пока подкрепляется тактически президентскими указами и даже законом. В марте прошлого года Палата представителей, голосуя строго по партприналежности, одобрила проект закона имени Джорджа Флойда о работе полиции (George Floyd Justice in Policing Act). Закон был назван в сомнительную, на мой взгляд, честь афроамериканца, умершего по вине белого полицейского в Миннеаполисе в мае 2020 года. Как это часто бывает с сомнительными биллями, Палата представителей его одобрила, но в Сенате он застрял в межпартийных разногласиях, и в итоге закон о реформе работы полиции принят не был. И президенту Байдену пришлось довольствоваться указом, которого пока нет. К указам, вместо законов, Байдену не привыкать — в первый день власти 20 января прошлого года он подписал 17 исполнительных указов-приказов, в основном отменяя решения Трампа — от повторного вступление США во Всемирную организацию здравоохранения до прекращения строительства стены на границе с Мексикой.
«Исполнительные указы, вместо решений Конгресса, — не надежное средство достижения и введения перемен, — сказала в интервью каналу Fox News Digital Лора Купер, глава Ассоциации начальников полиции крупных городов (Major Cities Chiefs Association или MCCA). — Быть сторонником реформы и сторонником правоохранительных органов не исключает одно другого, и MCCA надеется, что любые приказные меры будут отражать баланс между повышением прозрачности правоохраны и лучшей практикой, поддерживая при этом мужчин и женщин, которые охраняют и обслуживают наши города». Политический комментатор Fox News Digital Келли Ласо отмечает, что провал байденовского закона о реформе работы полиции стал еще одним гвоздем в крышку гроба его эффективности, куда уже уложены полутрупы законов об отмене филибастера, новых правилах голосования и «обязаловки» вакцинирования частного сектора. В прошлый четверг Верховный суд блокировал решение Байдена обязать владельцев бизнесов с персоналом больше 100 человек не допускать к работе не вакцинированных, и его билль застрял в Сенате, где так же завязнет билль полицейской реформы.
Сержант Бетси Смит, пресс-секретарь Национальной Ассоциации полицейских, в интервью Fox News Digital сказала, что Байден переводит стрелки на реформу полиции, чтобы отвлечь внимание от одной из худших недель своего президентства, «поддержать свою слабую репутацию и возродить свою популярность среди антиполицейских активистов. Приоритетом работы Белого дома сержант Смит назвала «защиту ВСЕХ общин, а не сводничество перед воинствующим крылом идеалистов и активистов, которые считают, что полицейские создают проблему насильственной преступности, а не решают ее. Национальная Ассоциация полицейских призывает президента и его сотрудников принимать решения с помощью фактов преступности в Америке и случаев применения полицией силы, а не лживой риторики, призванной очернять нашу профессию».
Точку в серии интервью Келли Ласо на эту тему поставил Джейсон Джонсон, президент Фонда юридической помощи правоохранителям (Law Enforcement Legal Defense Fund). «В 1980-х или 90-х годах мы бы приветствовали такой исполнительный указ Джо Байдена, — сказал он. — К сожалению, Джо Байден 2022 года находится под сильным влиянием прогрессистов, которые слепы к разрушительному воздействию войны с полицией. Хорошо, что президентские полномочия навязывать такие опасные реформы своей волей очень ограничены, так как это больше политическое позерство, чем формирование политики». Последним «мандатом популярности» президента Байдена можно считать опубликованные результаты опроса, проведенного каналом CBS News и британской международной консалтинговой компанией YouGov. 50% американцев заявили, что первый год пребывания Джозефа Байдена на посту президента США вызвал у них чувство «разочарования». 65% считают, что администрация президента Байдена недостаточно сосредоточилась на инфляции, а 58% сказали, что президент должен уделить приоритетное внимание экономике, чего он не делает. Данные опроса также показали, что больше половины американцев утратили уверенность в том, как Байден реагирует на ситуацию с пандемией. 51% заявили, что он плохо с этим справляется. Это лучшее, что прозвучало о нашем 46-м президенте накануне его вступления во второй год власти.