Если российское судилище над Сохнутом не является государственным антисемитизмом, то что же это?
Как все-таки странно тасуется колода! Всего три с небольшим недели назад мы с упоением повторяли слова министра иностранных дел России Сергея Лаврова о том, что публикация в «Джерузалем пост» о намерении властей РФ прикрыть Сохнут — обычный фейк, и клеймили его автора, Цвику Кляйна.
Сейчас, в преддверии рассмотрения Басманным судом иска российского минюста с требованием остановить деятельность Еврейского агентства, Кляйна перевели в разряд лучших израильских журналистов, умеющих добывать ценную информацию намного раньше остальных. Что очень напоминает отношение к украинским и западным журналистам, которые в начале февраля говорили о неизбежности нападения России на Украину.
И еще одна странность: те самые люди, которые недавно в социальных сетях обвиняли Сохнут в том, что в 1990-х обманом заманил их в Израиль, сегодня пишут, что правительство РФ покусилось на «самое святое» — организацию, помогающую российским евреям обрести историческую родину. Они предрекают дальнейшие беды — рост антисемитизма в России и скорое опускание «железного занавеса» — и страшно обижаются на напоминания о том, что они же говорили и писали о Сохнуте. Тех, кто предсказывают дальнейшую эскалацию израильско-российских отношений и утверждают, что уже видели как минимум трех всадников Апокалипсиса, безусловно, можно понять. Сам факт задержки выдачи российских виз делегации, сформированной для «разруливания» ситуации, говорит о многом. Тем не менее в минувшую среду, за день до заседания суда, представители израильского минюста во главе с Тамар Каплан все же получили долгожданные визы и вылетели в Москву на переговоры с «релевантными лицами». Теперь осталось подождать результатов. Это, безусловно, не решение конфликта, но появление надежды на то, что он разрешится.
Среди политологов, серьезно занимающихся проблемой с Сохнутом и российско-израильскими отношениями в целом, бытует несколько версий происходящего — в зависимости от степени владения информацией, угла зрения и, да что там скрывать, личных интересов. И потому нам не остается ничего другого, как привести эти версии, а уж дальнейшие события покажут, какая из них ближе к истине. Для начала отметим, что и в Сохнуте, и в МИДе Израиля понимают, что, с позиции российского законодательства, все претензии министерства юстиции абсолютно справедливы. Так что даже если бы Басманный суд Москвы был самым честным и справедливым судом в мире, выиграть поданный против Еврейского агентства иск нет никаких шансов. С момента принятия в 2014 году Закона об иностранных агентах Сохнут был одной из немногих зарубежных организаций, полностью подпадавших под его действие, и, если следовать букве данного закона, ее деятельность на территории РФ следовало немедленно остановить. Но, как видим, год за годом Еврейское агентство продолжало работать. Его отделения благополучно существовали во всех региональных столицах России, а прибывающие из Израиля его посланники появлялись не только в крупных населенных пунктах, но и в глубинке, собирали всех, кто мог иметь хоть какое-то отношение к евреям, читали лекции о том, как живется на Земле Обетованной и в каких городах и весях нашей маленькой, но теплой страны они могут обрести новый дом. Прекращение деятельности Сохнута в России означает ощутимый удар по работающим там и получающим немалые зарплаты штатным сотрудникам; по выделенному на российское направление огромному бюджету, по части его аппаратчиков в Израиле, то есть связано как с общественными, так и с личными материальными интересами множества людей.
В то же время следует понять, что если прекращение деятельности Сохнута в России и повлияет на показатели алии из РФ, то, скорее, косвенным, а не прямым образом. По той простой причине, что россиянам, желающим прибыть в Израиль по Закону о возвращении, уже не нужно, как в 1990-х — начале 2000-х годов, обращаться в Сохнут. Они направляются в «Натив» (он же «Бюро по связям»), подтверждают там право на репатриацию, получают соответствующие документы, сами покупают авиабилеты и прилетают сюда.
В последние полтора десятилетия Сохнут существенно переориентировал свою деятельность в России с помощи в организации алии на связь с местными еврейскими общинами и гражданами, имеющими еврейские корни. Поддержание связи между Израилем и российской диаспорой, различные культурно-образовательные программы и информационные услуги стали главным направлением его деятельности. Сведения о каждом участнике таких программ или просто обратившемся в местное отделение Агентства за информацией обязательно заносятся в компьютер и при необходимости могут быть использованы. Таким образом, обвинения Сохнута в сборе данных о российских евреях и потенциальных эмигрантах снова абсолютно справедливы — эта организация обладает самым большим в стране банком данных о потенциальных эмигрантах-репатриантах. Но обратим внимание: все эти годы претензии по этому поводу Сохнуту никто не предъявлял. Все разногласия, возникавшие между Еврейским агентством и Израилем, с одной стороны, и властями РФ с другой, улаживались келейно, в кулуарах или на дипломатическом уровне. И потому есть две основные версии того, что послужило причиной происходящего сегодня. Первая и самая популярная видит ее в двойственной позиции Израиля по отношению к войне в Украине. Это вроде бы ясно следует хотя бы из недавней эскапады Марии Захаровой о том, что «некоторые люди в руководстве Израиля» поддерживают «киевский режим» и следуют «странному и диковатому голосу Запада». С февраля в России не раз выражали недовольство оказываемой Израилем помощью Украине и более чем прозрачно намекали, что такая помощь может осложнить отношения между странами. А заодно стали искать рычаги, способные убедить еврейское государство «скорректировать» эту позицию. В итоге (возможно, не без помощи израильтян, привечаемых в российских коридорах власти) пришли к мысли, что таким рычагом, идеальным и с политической, и с юридической точки зрения, является деятельность Сохнута, поскольку в данном случае буква закона на стороне России.
Ну, а после того как нынешний израильский премьер произнес во время визита в Париж несколько прочувствованных фраз в поддержку Украины, в Москве решили, что пришло время действовать. Именно тогда Сохнуту были отправлены претензии в незаконности его деятельности на территории России, а затем, когда демарш не произвел должного впечатления, подан иск. Вместе с тем сторонники этой версии подчеркивают: на данном этапе Москва отнюдь не намерена идти на резкую конфронтацию с Иерусалимом. Больше того — заинтересована в сохранении отношений с Израилем на нынешнем уровне, чтобы не усугублять свою изоляцию. А потому все разговоры о переходе к политике государственного антисемитизма, опускании «железного занавеса» и прочем, по меньшей мере, преждевременны, если вообще соответствуют действительности. Реальным критерием характера отношений Израиля с Россией является лояльность последней к действиям израильских ВВС в сирийском небе, а тут де-факто никаких изменений пока не произошло.
Таким образом, атака на Сохнут является приглашением к переговорам с целью сделать позицию еврейского государства, скажем так, менее проукраинской и договориться с Иерусалимом о некоторых преференциях, позволяющих смягчить или даже обойти часть международных санкций. Недавнее заявление Дмитрия Пескова о чисто юридическом, а не политическом, характере конфликта вкупе со словами Захаровой это подтверждает.
Но и в канцелярии главы правительства прекрасно понимают, что Израиль ни в коем случае не имеет права «прогнуться» под Россию и дать ей возможность получить все, что хочет. Поэтому на прошлой неделе Яир Лапид и собрал совещание по выработке ответных шагов на демарш РФ, а заодно и подготовке к переговорам для достижения компромисса еще до того, как суд огласит вердикт.
Согласно открытым источникам, на совещании с участием министров Зеэва Элькина, Авигдора Либермана и Константина Развозова было решено пригрозить закрытием Российского культурного центра (РКЦ) и замораживанием передачи под юрисдикцию России Александровского подворья.
В дипломатических кругах оценивают эти решения как верные стратегически, но ошибочные по форме реализации. Суть любой дипломатической войны, напоминают эксперты, заключается в симметричности ударов. В данном случае говорить о какой-то симметрии, увы, не приходится. Сравнивать закрытие столь мощной и важной структуры как Сохнут с закрытием насчитывающего пару сотен постоянных посетителей РКЦ — все равно что в ответ на убийство индийского слона прихлопывать полотенцем пакистанскую муху. Да и Александровское подворье является, хоть и чуть более болезненным, но все равно недостаточно адекватным.
Что касается переговоров, то, чтобы не ударить на них в грязь лицом и защитить интересы Израиля, требуются не просто очень опытные, а искусные мастера дипломатии. Переговорщиков такого уровня сегодня в Израиле только двое: Биньямин Нетаниягу и Ицхак Герцог. Но первый явно отпадает: Яир Лапид не может доверить столь важную миссию своему главному политическому конкуренту и таким образом обеспечить ему победу на выборах. А вот президент Ицхак Герцог, являющийся в последнее время, по сути, «соминистром иностранных дел», каким в свое время был Шимон Перес, — очень аттрактивная фигура. Свою способность к дипломатическим прорывам он уже доказал на примере налаживания отношений с Иорданией, Турцией и Польшей. Кроме того, как бывший глава Сохнута он прекрасно знает все подводные камни, связанные с деятельностью организации в России, и как их следует обходить.
Так что, возможно, в ближайшие дни мы станем свидетелями его «важного телефонного разговора» с российским коллегой, а затем и визита в Первопрестольную (для Москвы такой визит сейчас крайне важен!).
Кстати, Биньямин Нетаниягу может вмешаться в ситуацию в качестве «озабоченного гражданина», что не раз делал в прошлом. Пока же он попытался использовать сложившуюся ситуацию для обвинения политических оппонентов в дилетантизме и не преминул напомнить, как много усилий приложил в свое время для нормализации отношений с Россией в обход многих болезненных разногласий между двумя странами. И последнее, надо признать, чистая правда.
Но тут самое время изложить другую версию, сторонники которой считают, что война в Украине имеет отнюдь не первостепенное значение во всем происходящем. Они напоминают, что демографическая ситуация в России давно оставляет желать много лучшего, численность ее населения по разным причинам падает год от года, а национальная программа повышения рождаемости особого успеха не принесла, в связи с чем борьба с эмиграцией приобретает для руководства РФ поистине стратегическое значение. И Сохнут неминуемо становится одним из главных противников на фронтах борьбы с эмиграцией вообще и «утечкой мозгов» в частности. Одним, но не единственным.
Поэтому регулярные «наезды» на Сохнут и другие еврейские организации и на раввинов, присланных из Израиля, начались еще 8-10 лет назад и только усиливались. В конце концов, в Восточноевропейском департаменте Еврейского агентства к ним так привыкли, что поначалу не придали особого значения «первому звонку», раздавшемуся 5 июля.
Война в Украине резко увеличила эмиграционный поток и побудила власть принять меры. В российском МИДе иск минюста поначалу восприняли (по меньшей мере, для публики) с изумлением и заверили, что никаких изменений в отношениях с Израилем не намечается, то есть между разными властными структурами возник явный разнобой. По мнению сторонников данной версии, начавшаяся политика санкций и угроз в адрес не только Сохнута, но и других еврейских организаций продолжится, а потенциальных эмигрантов в Израиль начнут запугивать замораживанием их банковских счетов, и все в итоге может действительно кончиться опусканием «железного занавеса» и вспышкой антисемитизма. Но, повторим, как бы ни разрешилась ситуация вокруг Сохнута, говорить о том, что его закрытие (если оно состоится) приведет к прекращению алии из России и резкому ухудшению российско-израильских отношений пока рано. До такого поворота как минимум еще пять-шесть необходимых ходов, и не факт, что они будут сделаны.
Но как причудливо все же тасуется колода!..
Петр ЛЮКИМСОН
«Новости недели»
P.S. В отличие от автора, мы задаем вопрос в лоб: если российское судилище над Сохнутом не является государственным антисемитизмом, то что же это? Кремль, МИД и спецслужбы РФ все чаще разыгрывают eвpeйскую карту в разных направлениях, и можно быть уверенными, что шантаж продолжится. Причем, шантаж с реальными последствиями.
Isrageo.com