Автор Владимир Козловский
Институт Рейтера по изучению прессы при Оксфордском университете только что обнародовал результаты своего последнего ежегодного исследования, в ходе которого были опрошены 92 тысячи потребителей новостей из 46 стран.
Самым меньшим доверием пользуется американская пресса, которой доверяют какие-то 29% опрошенных в США.
Это рекорд по недоверию, которое особенно сильно у американских правых. 75% из них не доверяют своей прессе, поскольку убеждены, что она практически всегда подыгрывает левым. Нынешний опрос показал, что с прошлого года доверие к прессе в других странах несколько выросло (особенно по части освещения эпидемии коронавируса). Исключение составили те же США, где доверие к СМИ осталось на том же сиротском уровне.
Больше всего доверяют прессе в Финляндии (65%). На втором месте — Португалия и Кения, в которой родился батюшка Обамыча, но не он сам, как считали американцы, называвшиеся birthers (как пора уже называть женщин) и одно время включавшие Дональда Трампа. Своей прессе доверяют 61% кенийцев и португальцев. Мы же позади Европы всей. И поляков (48%), и хорватов (42%), и чехов (36%), и болгар (32%), и венгров, хотя почти с ними сравнялись (30%).
Я ожидал увидеть в этой колонке Россию, но о ней Рейтер ничего не пишет, хотя опросил и нигерийцев (54%), и тайландцев (50%), и чилийцев (36%), и французов, которые доверяют своей прессе так же мало (30%), как словаки — своей.
Местным и районным СМИ американцы доверяют несколько больше, чем центральным. Однако желающих платить за местные новости делается все меньше. Лишь 21% американцев сказали, что они платят за новости в Интернете. 31% из них говорят, что платят за «Нью-Йорк таймс», 24% — за «Вашингтон пост» и лишь 23% — за доступ к сайту местной или районной газеты. Самый читаемый раздел местной печати (62%) — это сводка погоды.
Вернусь к тому, что американские СМИ, обладающие, казалось бы, лучшими людскими, техническими и информационными ресурсами в мире, оказались на последнем месте по читательскому доверию. Как пишет на сайте «Хилл» обозреватель Джо Конша, специализирующийся на СМИ, доверие к ним неуклонно падает уже несколько лет. Падение завязалось еще до Трампа, хотя он, конечно, его подстегнул. Одновременно он резко поднял рейтинги и тиражи кабельного телевидения, которые неуклонно увядают после его ухода с большой сцены. Аудитория Си-эн-эн, например, сократилась с января на 75%.
Как показал в 2019 году опрос Axios/Survey Monkey, почти 8 из десяти независимых избирателей считали в тот момент, что СМИ сообщают новости, «заранее зная, что они фейковые, ложные или намеренно вводящие в заблуждение». Это убеждение разделяли 92% республиканцев — и даже большинство демократов. Отсюда сенсационный результат Рейтера.
Выдумка о сговоре Трампа с Кремлем доминировала в новостях первые три года его правления и так въелась людям в мозги, что один мой оппонент на днях повторил мне ее совершенно убежденно, хотя я еще помню его вполне здоровым. По данным того же Конши, две трети избирателей-демократов до сих пор уверены, что русские подтасовали результаты голосования в 2016 году, и победа была украдена у Хиллари, хотя расследование Роберта Мюллера не нашло доказательств этой версии.
Коллекционеры медийных фейков сходу вспоминают байку о денежных премиях, которые русские сулили за голову каждого убитого американца. Журналистка Шерил Аткиссон собирает коллекцию медийных фейков, в которой на данный момент 156 позиций.
В далеком 1976 году, когда на голубых экранах (а у меня лично на черно-белом, подаренном богатым однокашником по Йелю) княжили телеведущие Уолтер Кронкайт, Роджер Мадд, Джон Ченселлор и Дэвид Бринкли, опрос Гэллапа показал, что СМИ пользовались доверием почти двух третей американцев.
Сейчас кресла ведущих занимают высокооплачиваемые сотрудники демократического агитпропа, такие, как Крис Куомо, Джим Акоста или Дон Лемон, и СМИ потеряли доверие большинства народа. Или, как мы распевали на Тверском бульваре после смерти Гуталина, «предатель Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков». Восстановить его будет почти невозможно.