Опасная цена

Встреча Гилеада Шалита, освобожденного из хамасовского плена. 2011

.

פרס נובל בכלכלה - משחקים חוזריםИсраэль Ауманн

 
Освобождение террористов в обмен на возвращение трупов наших солдат придаст стимул врагу и приблизит похищение следующего солдата
Термин «холодная война» – как взрывоопасное чувствительное положение, царившее на протяжении 40 лет между США и Западом, с одной стороны, и СССР и коммунистическим блоком, с другой, — впервые прозвучал в 1947г. в речи Бернарда Баруха, который был советником президентов Вильсона и Рузвельта, но лишь после того, как журналист лауреат Пулитцеровской премии Уолтер Липман опубликовал книгу под этим названием, это стало общепринятым понятием.
Война, по своей природе, — горячая. Огонь, град пуль, столбы дыма. Вроде бы «холодная война» – это оксюморон. На войне погибают десятки тысяч или миллионы, а в упомянутый период погибли единицы. Что привело к тому, что холодная война осталась враждебным миром, а не скатилась к настоящей войне? Это произошло благодаря ядерному оружию, которое послужило стимулом обеим сторонам хранить состояние невойны.
Мы регулярно бываем свидетелями гонки вооружений, увеличения армий, закупок ракет, самолетов. Что стоит за этим? Эти средства войны существуют для того, чтобы не использовать их. Швейцарская армия считается одной из лучших в мире, несмотря на то, что Швейцария – рекордсменка по мирным годам в человеческой истории. Там не было войны уже 450 лет. Гитлер захватил почти всю Европу, но в Швейцарию не вторгся.
L'armée de l'air suisse - Chronique aviationЗачем Швейцарии содержать современную боевую авиацию, почему ее граждане даже в солидном возрасте ежегодно идут на резервистские сборы, хоть страна не воюет? Ответ находится в самом вопросе.
Сильная армия, тоннели в Альпах со складами оружия, современные самолеты, резервисты – все это приводит к тому, что возможные противники воздерживаются от нанесения удара.
После швейцарцев на втором месте по мирным годам находится Древний Рим с Pax Romana – относительно долгий мир, царивший в римской истории более 200 лет – с 27г. до н.э. до 180г. Лозунгом, стоявшим за этим периодом, был «Si vis pacem, para bellum» (Хочешь мира – готовься к войне).
Наши благословенной памяти мудрецы признавали важность стимулов. Мишна в трактате Гитин говорит:

«Не выкупают пленных по слишком высокой цене из-за тикун олам (исправление мира)».

РАМБАМ поясняет:

Rambam Mishnah Torah - 14 Books Zoom Image«Нет бОльшей заповеди, чем выкуп пленных, ведь те находятся в ужасном положении и под угрозой смерти и надеются, что их выкупят. Это согласуется с заповедями «не сжимай руку свою», не стой на крови брата твоего».

Но сразу после этого РАМБАМ повторяет слова Мишны и поясняет их:

«Не выкупают пленных по высокой цене из-за тикун олам — чтобы враги не стремились вновь захватить пленных».

Когда наши мудрецы говорят об исправлении мира, они подразумевают те же стимулы, что в теории игр. Именно потому что РАМБАМ долго восхваляет заповедь выкупа пленных, он тут же выставляет ограничение и объясняет – чтобы не поощрять врага. Если дать врагу стимул сделать что-то – он сделает это, будет стараться убивать и похищать.
Your JBS Israel News August 28-29 2017 – Unity Coalition for IsraelВ эти дни вновь встает на повестку дня возможность сделки по возвращению трупов Адара Гольдина и Орона Шауля. К сожалению, мы приучили врагов запрашивать чрезмерную цену в этих сделках, потому что мы создали им стимулы делать это. Годами цена возвращения похищенных израильтян – живых или мертвых – росла непомерно. Но так мы лишь усилили аппетит врагов похищать солдат и граждан, даже вести переговоры о трупах.
Гилеад Шалит – дорогой молодой человек – Израиль заплатил за его возвращение освобождением 1027 террористов. И это не окончательная цена. Мы продолжаем платить за него и в эти дни – кровавую цену. По данным организации Шурат а-дин, по крайней мере, 7 израильтян были убиты террористами, освобожденными по сделке Шалита. Нельзя выкупать пленных по высокой цене и нельзя возвращать израильтянина из плена – каким бы замечательным человеком он ни был бы – ценой семи убитых других израильтян. Критиковавшие ту сделку были правы. Сделка Шалита была преступной.
Государство Израиль должно изменить парадигму, представить новый ценник. Холодный, продуманный, без компромиссов. Больше не будет соотношения 1 к 1000. Одного живого террориста за одного живого пленного. Труп террориста за труп израильтянина.
У меня нет ни малейших претензий к семьям Гольдина и Шауля. Поверьте мне: я всей душой понимаю их боль и желание нормально похоронить своих детей. Эти семьи делают все для этого.

Общественная акция родителей погибших солдат Голдина и Шауля, чьи тела удерживает ХАМАС

Но что касается наших руководителей, то они должны слушать голос семей, но не прислушиваться к ним. Наши руководители должны принимать решения согласно более широкому диапазону соображений – как государственных, так и из взгляда в будущее. Они должны думать о криках семей будущих жертв, которые, не дай Бог, появятся вследствие безответственной сделки по освобождению террористов, которые вернутся к занятию террором.
Одна из важных тем в теории игр – это длительная интеракция, то, что на профессиональном языке называется «повторяющаяся игра». В одноразовой игре, возможно, не стоит сотрудничать с противником.
В повторяющейся игре почти всегда стоит сотрудничать, потому что если не будешь сотрудничать сегодня, то завтра не будут сотрудничать с тобой. Завтрашний и послезавтрашний дни дают нам стимул для нынешнего поведения.

На основании данных о прошлом мы знаем, как будут выглядеть завтра и послезавтра после сделки по освобождению террористов – израильтяне погибнут от рук освобожденных террористов, террористические организации получат попутный ветер похищать солдат и гражданских лиц.

Все это должно уже сейчас создать у наших лидеров существенный стимул – полностью отказаться от такой сделки.

(Автор – лауреат Нобелевской премии по экономике)

Источник на иврите — Макор ришон  

Перевел Моше Борухович — МАОФ

Май 2020
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *