Автор: Александр ГРАНТ
Президент США Дональд Трамп во вторник провел в Белом доме церемонию подписания документа о нормализации отношений между Израилем и двумя арабскими государствами — Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. До них аналогичные отношения с еврейским государством на Ближнем Востоке установили Египет в 1979 при нашем президенте Джимми Картере и Иордания в 1994 году при Билле Клинтоне. Нынешний документ получил название «Аврамовы соглашения» в честь патриарха семитских племен, с которым Б-г заключил договор о благоденствии великого народа, который будет выполнять Его заповеди.
В церемонии на Южной лужайке Белого дома участвовали премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, министр иностранных дел ОАЭ Абдулла бен Заид и министр иностранных дел Бахрейна Абдуллатиф бин Рашид Альзаяни. Бывший советник Трампа по Израилю Джейсон Гринблатт назвал эти соглашения «историческими мирными договорами, которые подтверждают силу и мечту», добавляя историческое значение реальному видению ситуации. «Названные в честь патриарха всех трех монотеистических религий, — написал Гринблатт на сайте журнала Newsweek, — «Авраамовы соглашения» подают пример общего стремления арабов и Израиля к стабильности, сотрудничеству и координации против иранского режима. Нормализуя дипломатические отношения, эти страны сделали на этой неделе отважный шаг вперед… Мир — красивая вещь. Особенно, когда еврейский народ готовится отметить Рош Хашана. Дети Авраама будут вместе отмечать наше общее происхождение».
Перед подписанием «Авраамовых соглашений» Трамп сказал аккредитованным при Белом доме журналистам, что его администрация и наши ближневосточные партнеры за короткий срок сделали больше, чем их предшественники за много лет, и «минимум, пять или шесть арабских стран очень скоро присоединятся» к Египту, Иордании, Бахрейну и эмиратам. «Я разговаривал с королем Саудовской Аравии; я думаю, что они придут (к соглашению) в подходящее для этого время, — сказал Трамп. — Это очень важный и исторический момент, и я думаю, что к нам довольно быстро присоединятся и другие страны». Президент добавил, что нормализовать отношения с Израилем могут 7 — 9 государств Персидского залива.
«Сегодня, — заявил Трамп, — мы изменяем ход истории», о чем уже говорилось, как о его «сентябрьском сюрпризе» перед ноябрьскими выборами, за что норвежский парламентарий предложил наградить нашего нынешнего президента Нобелевской премией мира. «Оба соглашения, — отмечается в заявлении Белого дома, — стали результатом усилий президента Трампа по восстановлению доверия с нашими региональными партнерами и их уходу от конфликтов, происходивших в прошлом…Благодаря смелому внешнеполитическому видению президента и его способности заключать соглашения, страны региона осознают преимущества его продуманного подхода».
В соответствии с договором, Израиль приостановит развитие поселений на Западном берегу Иордана, которое палестинцы называют аннексией своих территорий. Некоторые наблюдатели называют соглашение очередным признаком сдвига в динамике положения на Ближнем Востоке, когда все больше и больше арабских стран идут на сближение с Израилем, оставляя палестинцев в изоляции. Дана Эль Курд из палестинского аналитического центра «Аль-Шабака» в интервью «Голосу Америки» на прошлой неделе отметила, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и Бахрейном стало очередным свидетельством, что арабские государства отказываются от их мирной инициативы 2002 года, не добившись «ничего ощутимого в палестинском вопросе».
В лагере недругов Трампа «Авраамовы соглашения» откликнулись вынужденной сдержанностью, поскольку открыто ругать их, как это принято делать с любой инициативой Трампа, было бы, мягко говоря, неразумно. Джозеф Байден, соперник Дональда Трампа на президентских выборах, сказал, что он, конечно, за нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами, но «Израиль должен быть готов работать в направлении подлинного решения о двух государствах. Спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси согласилась, что это важный день в истории, но «также крайне важно, чтобы мы полностью понимали детали соглашений относительно объявленной Израилем приостановки усилий по аннексии территорий на Западном берегу».
Обозреватель Майкл Гудвин отметил, что до начала церемонии на Южной лужайке Белого дома палестинцы тоже отметили это событие, пустив с Западного берега по южным районам Израиля две ракеты, которые не причинили особого вреда. Палестинцы, написал Гудвин в газете The New York Post, «обвиняют своих арабских земляков в измене и ноже в спину, но фактически два поколения палестинских лидеров изменяли своему народу своим вето миру». Этого вето их лишил президент Трамп, который предложил палестинцам «сделку века», от которой они по инерции отказались, ответив оскорблениями и упрямством, что было уже не тактической, а стратегической ошибкой, поскольку все больше арабских стран перестают считать Израиль паршивой овцой в их стаде. Даже антисемитам в ООН при решении международных проблем приходится искать нового козла отпущения.
Но я увлекся метафорическими зоологизмами. Повторяя фразу Трампа, что «сегодня мы изменяем ход истории», можно ее подтвердить, так как Ближний Восток, который всегда был горячей точкой, внезапно изъявил готовность остывать, хотя Иран к этому не готов. «Арабские монархии, которым он угрожает, — написал Гудвин, — все больше примыкают к Соединенным Штатам и Израилю в союзе против безумных имамов». У больших решений большие последствия, продолжает Майкл Гудвин. «Авраамовы соглашения», в которых наш президент выступил чуть ли не Тем, кто дал завет патриарху семитских племен, отличаются от привычной политики на Ближнем Востоке не столько успехом, сколько предшествующей успеху неожиданностью подхода.
Наши президенты от обеих партий до Барака Обамы традиционно поддерживали Израиль, служа неким буфером между еврейским государством и его враждебными соседями. Тогда главенствовала политика «честного брокерства», которое гарантирует безопасность Израиля, а тот, в свою очередь, соблюдает интересы Америки в арабском мире. Этими интересами, прежде всего, была нефть, а затем вкачивание денег в коррумпированный режим палестинцев, который на эти деньги вооружал живых и выплачивал пенсии семьям мертвых террористов. Эта политика изменилась при Обаме, который решил, что может привлечь к себе мусульман всего мира, извиняясь за чересчур произраильское поведение Соединенных Штатов. Обама призывал палестинцев не вступать с Израилем в переговоры о мире, пока евреи не откажутся от укрепления поселений на Западном берегу, он открыто невзлюбил премьера Нетаниягу и разрешил Ирану продавать нефть и продолжать ядерную программу.
За 8 лет власти президента Обамы и вице-президента Байдена палестино-израильские переговоры о мире буксовали, и вот пришел Трамп, который все это испортил, как слон в посудной лавке. Он перевел наше посольство из Тель-Авива в Иерусалим, одобрил аннексию израильтянами Голанских высот, вернул наложенные на Иран санкции и ликвидировал иранского генерала Касема Сулеймани, командующего спецназом, который поддерживает группировки ХАМАС и «Хизбалла» в Палестине и Ливане. А вдобавок предложил евреям и арабам «Авраамовы соглашения», которые сулят миру мир. Но, вернувшись к метафорическим зоологизмам, замечу, что на каждого слона в посудной лавке есть валаамова ослица.