Автор: Александр Грант
Около 6 часов утра 28 апреля агенты нью-йоркского отделения ФБР явились с ордером на обыск в квартиру дома на Ист 66 Стрит и Мэдисон-авеню, где живет 76-летний Рудольф Джулиани, бывший федеральный прокурора Манхэттена, затем нью-йоркский мэр, а затем личный адвокат президента Дональда Трампа. К дверям квартиры агентов проводил привратник, и обыск продлился 45 минут, поскольку агенты знали, что и где искать. Половицы не вскрывали, одежду не перетряхивали, а, как сообщила в тот же день Русская служба «Голоса Америки» (цитирую ее всякий подобный раз, ибо это, как ни крути, официоз) «в ходе обыска, который был проведен в рамках уголовного расследования, были изъяты электронные устройства. Прокуратура Манхэттена расследует деятельность Джулиани в Украине. Двое его бывших партнеров, Лев Парнас и Игорь Фруман, были обвинены в нарушениях правил финансирования избирательных кампаний и других преступлениях». Позже поступило разъяснение, что Джулиани подозревают в нарушении принятого в 1938 и поправленного в 1966 году закона FARA (Foreign Agents Registration Act), требующего, чтобы граждане, которые на территории США работают на другое государство, регистрировались в министерстве юстиции. В данном случае Джулиани подозревают в том, что, работая на гражданина и президента США Трампа, он был агентом Украины.
Слежка за ним началась давно, и в ноябре 2019 года прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк в Манхэттене (которую Джулиани возглавлял с 1983 по 1989 год) получила в суде «тайный ордер» («covert warrant») на просмотр его аккаунта в хранилище сетевой iCloud, где при желании можно найти все про всех. Как сообщил его адвокат Роберт Костелло, тогда это не получилось из опасений, что нарушит конфиденциальность отношения адвоката Джулиан и его клиента Трампа. Костелло вспомнил об ордере 2019 года только после обыска на прошлой неделе, который сам Джулиани назвал результатом «Синдрома ненависти к Трампу» («Trump Derangement Syndrome»). В воскресенье Джулиани в эфире канала Fox News обвинил федеральные власти в попытке «подставить» его, пояснив, что проведенный у него обыск был «за пределами способности контролировать рациональные мысли о собственном достоинстве, и у них серьезные проблемы с этикой». Пытаясь обвинить его в работе на иностранное государство без необходимой для этого регистрации, сказал Джулиани, одержимые ненавистью к Трампу власти не брезгуют ничем, и обычно человеку, который был бывшим помощником министра юстиции, федеральным прокурором и мэром, при необходимости, присылают повестку, а не являются к нему домой с обыском. В ордере на обыск манхэттенской квартиры Джулиани указано, что он был связан с бывшим генеральным прокурором Украины Юрием Луценко.
В тот же день Джулиани был гостем симпатичного толстяка Джона Катсиматидиса в его радиошоу и подкасте «The Cats Roundtable». Не Бог весть какое популярное шоу, но 72-летний республиканец Катсиматидис, который иммигрировал в США с греческого острова Нисирос в возрасте 6 месяцев и стал мини-миллиардером, собирает за своим круглым столом лучшие умы консервативной Америки, хотя 82-летнего Дершовица уместнее считать просто лучшим умом. Темой его воскресной беседы был обыск манхэттенской квартиры Джулиани, о котором Дершовиц отозвался как о чем-то неподобающем такой стране, как Соединенные Штаты Америки. «В банановых республиках, — сказал гарвардский профессор, — когда кандидат в президенты проигрывает, его начинают преследовать, преследуют его адвокатов, преследуют его друзей. То же самое происходит сейчас в Америке. Преследуют Руди Джулиани». Алан Дершовиц согласился с Джулиани, что в данном случае вполне было бы достаточно повестки, тем более что в своей квартире адвокат мог хранить конфиденциальную информацию о своих клиентах. «Ордер на обыск у адвоката, врача или священника? — удивился Дершовиц. — Таких обысков не бывает. Нельзя делать обыски у людей, в мобильниках или компьютерах которых может содержаться охраняемая информация. Для этого есть повестки. Обыск и повестка отличаются друг от друга, как день и ночь». За круглым столом радиошоу Алан Дершовиц поддержал Джулиани, который заявил, что может обратиться в суд, если ФБР проникнет на его аккаунт сетевого хранилища информации iCloud за период начала 2019 года, когда он был адвокатом президента. «Они дают Руди Джулиани массу законных аргументов, на которых он может настаивать, — пояснил Дершовиц. — Очевидно, они копались в iCloud и получали другие материалы и информацию без его ведома. Так обращаться властям с народом не положено». По словам Дершовица, в субботу Джулиани позвонил ему и попросил представлять его в качестве эксперта Конституции. «За много лет у меня с Руди Джулиани были разногласия в чем угодно, — сказал Алан Дершовиц, — но по части Конституции мы всегда соглашались».
Исповедники трампофобии, газеты New York Times, Washington Post и канал NBC News, после 28 апреля дружно мусолили сообщения, будто ФБР, заботясь о Джулиани, предупреждало его, что активность в Украине может быть на руку российской дезинформации. Ничего такого не произошло, что в субботу признали все три упомянутые СМИ, но общего настроя трампофобов это не изменило. Если Джулиани планировал уничтожить вещдоки своей агентурной работы, написала в понедельник обозреватель газеты New York Post Миранда Девин, что, в принципе, и было поводом провести у него обыск, то почему он не мог сделать это за последние полтора года? Его адвокат Костелло связался с манхэттенской прокуратурой в ноябре позапрошлого года из-за слухов о якобы ведущемся расследовании, и предложил направить его клиенту официальное приглашение на беседу со следователями. Затем Костелло дважды повторил это предложение (последний раз 2 марта этого года), но ему не отвечали, предпочтя положенной в таких случаях повестке обыск спозаранку с участием дюжины агентов в куртках с эмблемой ФБР и разве что без автоматов.
Миранда Девин назвала это оверкилем, когда судно переверчивается вверх дном. Вроде бы, написала она, — все выглядит привычной ‘охотой на ведьм’, которую ФБР давно ведет на Трампа и его сторонников. Но в данном случае в эту охоту оказалась втянута манхэттенская федеральная прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк, которая так гордилась своей независимостью от политики, что ее окрестили «Суверенным округом штата Нью-Йорк». Во главе именно этой прокуратуры Руди Джулиани провел дела всех пяти кланов нью-йоркской мафии «Коза Ностра» и осудил неприкасаемых «жирных котов» Уолл-стрит, вроде Айвана Боски и Майкла Милкена. Сейчас он говорит о мести прокуратуры, а это значит, что там у него уже не осталось друзей. Но и это, считает Миранда Девин, не объясняет демонстрацию силы в виде (пока еще) подозрений в нарушении принятого 80 лет назад закона FARA. До президентства Трампа этот закон применялся крайне редко и в основном к шпионам, при Трампе под него загремели бывший глава избирательной Кампании Пол Манафорт и бывши советник по нацбезопасности Майк Флинн, а теперь, похоже, наступает очередь адвоката Джулиани.
«Враги Трампа не сомневаются, что конечной целью будет сам Трамп, — считает Миранда Девин. — Его бывший адвокат Майкл Коэн, — сидя под домашним арестом после признания вины в уклонении от налогов и нарушении закона о финансировании избирательных кампаний, потирает руки в радостном предвкушении». В воскресенье Коэна выдернули на утреннюю программу канала MSNBC, где он заявил, что 76-летнему Джулиани никуда не деться, и он сдаст Трампа, как это сделал сам Коэн. «У Джулиани есть сейф, полный компромата на Трампа, который он выложит, чтобы спасти себя, — сказал Коэн ведущему Джонатану Кейпхарту. — Удачи тебе, дружок, тебе это понадобится». Майкл Коэн знает себя, но не знает Руди Джулиани, но Миранда Девин считает грустной иронией, что во время, когда преступность в Нью-Йорке выходит из-под контроля, человек, который столько сделал для этого города, «демонизируется и преследуется».
В масштабах города она права, но остаются масштабы страны, к власти в которой пришли недруги Дональда Трампа. Федеральная прокуратура Южного округа штата Нью-Йорк подчиняется министерству юстиции, а министр юстиции — президенту, который припомнит Трампу и «Соню Джо», и «фейкового президента», тем более что, если посмотреть и послушать Джо Байдена, это похоже на правду.