Автор: Александр ГРАНТ
Ссылаться или уповать на Господа и его волю на все происходящее между Россией и Украиной со странами НАТО посредине, конечно, можно, но не нужно. Все упирается в вечную проблему «быть или не быть?», опредмеченную столь же вечным вопросом «что делать?». С одной стороны, Россия во главе с ее президентом, которому до Страшного суда не свести с чела тавро бывшего гебешника, зарится еще на одну часть, а то и на всю Украину, сжав на границе с ней бронекулак и под двести тысяч бойцов. В ответ Украина вопит об этом на весь мир, который в своей западной части — на ее стороне, и предупреждает об опасности вторжения. Наша администрация в союзе с другими членами НАТО эти опасения не просто поддерживает, а приводит выводы о неминуемом и неотвратимом вторжении «русских», подтверждая это разведданными англичан, которые, правда, последнее время кормили нас изрядной «дезой», вроде известного досье экс-разведчика Стила. По этим данным, российское вторжение может быть военным и произойти в регионах Украины, вроде харьковского, под предлогом защиты интересов проживающего там русского населения, либо мирным путем замены правительства Украины кремлевскими марионетками, правда, без уточнения, как это произойдет.
Глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что «страны Запада находятся в военном угаре», и его страна готова к любому развитию событий, имея все возможности для защиты своих границ и интересов, и хотя исторически «мы ни на кого не нападали, всегда нападали на нас и всегда те, кто это делал, получали по заслугам». В это сегодня никто не верит, и, по данным Global Firepower Index 2022, вооруженные силы Украины заняли шестую строчку в рейтинге сильнейших армий Европы, опередив Польшу, Швецию и Белоруссию. Украина по боевой мощи обогнала Канаду и Южную Африку, а самой слабой в мире признана армия азиатского королевства Бутан. На фоне сообщений о возможном нападении на Украину Россия совместно с белорусскими военными проводит учения «Союзная решимость-2022», и на запад страны прибыли части Восточного военного округа. Как сообщило «радио Свобода», с осени прошлого года США заявляют о концентрации российских военных у границ с Украиной, и в последние недели страны Запада прямо говорят о реальной угрозе российского вторжения в эту страну.
Наш Госдепартмент предписал семьям дипломатов в Киеве вернуться домой, то же сделали еще несколько членов НАТО. На канале CNN известная репортер Кристиан Аманпур взяла интервью у генсека НАТО Йенса Столтенберга, который пообещал, что страны НАТО не станут размещать военные силы на территории Украины, хотя Россия ведет себя агрессивно. Иллюстрацией к интервью были показаны кадры учений российских военных с указанием места Kharkiv, Russia (Харьков, Россия). Ведущий своей вечерней программы на канале Fox News Такер Карлсон сказал, что поведение Росси по отношение к Украине достойно осуждения, но Америке впору присмотреть за безопасностью ее собственной южной границы, а не страны, место которой на карте у нас знают не все. Это прозвучало стратегически неграмотно, но тактически, в преддверии ноябрьских промежуточных выборов, верно. Как заявила зам нашего госсекретаря США Вэнди Шерман на проведенной организацией Yalta European Strategy онлайн-конференции, «мы точно видим все признаки того, что он (Путин) готовится использовать вооруженные силы, возможно, между нынешним моментом и серединой февраля».
Так все же, быть или не быть войне в Украине? Веря в агрессивность, латентную мегаломанию, имперские амбиции и даже в непредсказуемость действий Владимира Путина, меня не покидает мысль, что здесь что-то не так. Ни военное вторжение, ни бескровный государственный переворот так не делаются, а вернее, так не готовятся, хотя вероломство должно быть внезапным. Мой любимый беллетрист и тончайший политолог Владимир Исаакович Соловьев (не путать с российским Рудольфовичем) в выходящей у нас газете «В Новом Свете» и ее флагмане «Московский Комсомолец» написал, что «Троянской войны не будет», с присущим только ему ретровзглядом на жизнь, имея в виду развитие нынешнего конфликта, грозящего третьей мировой войной. Цитировать политолога Соловьева — одно удовольствие, тем более что как беллетрист он чудесно делает это сам, в той же статье заметив, что «как писатель плодовит, как крольчиха». Читать художественные произведения Владимира Исааковича упоительно, хотя порой тяжеловато, но разве не через тернии проложен путь к звездам? А что до политолога Соловьева, то лет пять назад я был свидетелем, как в московских книжных магазинах расхватывали его пророческую книгу «Дональд Трамп. Сражение за Белый дом». Это уже не говоря про вышедшую в 1983 году в нью-йоркском издательстве Macmillan книгу «Yuri Andropov: A Secret Passage into the Kremlin».
Как и многие свои публицистические произведения, Соловьев написал эту книгу в соавторстве с женой, литературоведом Еленой Константиновной Клепиковой, которой не занимать у супруга метафор, но не грех призанять гипербол, хотя не женское это дело -калечить противника даже словом. «Задолго до смерти Брежнева, — написал политолог Соловьев в одной из статей, — мы предсказали в газете ‘Лос-Анджелес таймс’ приход в Кремль Юрия Андропова, тогда никто больше на него не ставил: журналисты, политологи и историки полагали его шансы ничтожными, а то и вовсе никакими из-за его службы в КГБ, хотя как раз это обстоятельство и сыграло решающую роль в его победе над соперниками». Когда эта сказка оказалась былью, и Юрий Андропов стал генсеком, Соловьева и Клепикову, как изящно выразился Игорь Северянин 110 лет назад, повсеградно оэкранили и повсесердно утвердили. «Да, — написал сейчас наш Владимир Соловьев, — украинцам есть за что воевать. А за что воевать россиянам против украинцев? Геополитика или угроза НАТО — не более чем пропагандистское сотрясание воздуха. Нельзя воевать за абстракции, тем более если против России ощерится вся Европа. Плюс непредсказуемая все-таки Америка. Можно выиграть сражение и проиграть войну. И дело не только в драконовских санкциях, которые могут оказаться еще драконнее, если раздраконить Запад. Помимо предполагаемых санкций — не стану впадать в перечисления— могут быть задействованы и неожиданные, непросчитанные, которые Америка и Европа держат втайне, про запас. Россию ждут сюрпризы не из приятных. Вот я и говорю, что нет ни одной страны, которой эта безумная война была бы так невыгодна, как России».
Его московский тезка и однофамилец в своей программе «Соловьев LIVE» сказал, что, действительно, эта война России не нужна, так как в ней нет необходимости, и для уничтожения украинских войск даже не надо переходить границу, «у России достаточно средств для уничтожения украинской инфраструктуры, но она не собирается этого делать, поэтому все приготовления к вторжению выглядят шизофренически». Кто кого «передраконит» — в этом пока назидательном поединке не ясно, а вот у советского драматурга Евгения Шварца есть пьеса-сказка «Дракон», в которой это милое огнедышащее животное беседует с рыцарем Ланцелотом. Привожу отрывок этой беседы, чтобы завоевать доверие Владимира Исааковича Соловьева, который в молодости работал завлитом ленинградского театра юного зрителя. Итак, Дракон: «Я буду воевать с вами всерьез». Ланцелот: «Отлично». Дракон: Это значит, что я убью вас немедленно. Сейчас. Здесь». Ланцелот: «Но я безоружен». Дракон: «А вы хотите, чтобы я дал вам время вооружиться? Нет. Я ведь сказал, что буду воевать с вами всерьез. Я нападу на вас внезапно, сейчас».
На пресс-конференции в Белом доме 19 января президент Байден говорил, что думал и не думал, что говорит, и одной из таких оговорок стала разница между большим и малым вторжением России в Украину. Консервативный обозреватель Джон Подгорец из журнала Commentary написал, что у него создалось впечатление, будто нашему президенту дали дозу «сывортки правды», и он выбалтывает все, что знает и думает. Сегодня не менее консервативный обозреватель Рич Лури из журнала National Review написал, что в данном случае президент имел в виду Германию, пока нашего основного союзника по НАТО в Европе. Если НАТО со временем ослабнет,- написал Лури, — это во многом будет благодаря Германии, которая слишком охвачена чувством вины за Вторую мировую войну, чтобы вносить достойный вклад в защиту интересов Запада, и слишком цинична, чтобы допустить что-либо мешающее ее эгоистичным интересам, будь то российская энергетика или китайский экспорт». Лури поясняет, что фактически это попытка экономического союза члена НАТО с двумя автократиями, в то же время оставаясь политическим союзником Соединенных Штатов, главного защитника интересов западной демократии. Лури напоминает, что ФРГ, с одной стороны, увеличивает расходы на оборону, и сейчас они составляют 1,5% ВВП, хотя это на полпроцента ниже требований для членства в НАТО. Выходит, что экономически мощная Германия уклоняется от своих обязательств отчасти потому, что могла опираться, как на костыль, на Соединенные Штаты с их военной мощью, а своим уникальным вкладом считает опору на дипломатию и мягкое давление. В случае с Украиной, которая у Германии под боком, заокеанские США направили туда летальное оружие, нищая Чехия согласилась послать четыре тысячи артиллерийских снарядов калибра 152 мм, а богатые немцы послали несколько сотен касок и обещали открыть военно-полевой госпиталь.
«В этом году, — продолжает Рич Лури, — Германия закроет три свои последние атомные электростанции, а к 2038 году останется без электростанций, работающих на угле и, очевидно, попадет в еще большую зависимость от российского газа. Газопровод «Северный поток-2», прокладке которого она не особенно препятствует, позволит ФРГ получать газ из России в обход Украины». В разговорах о разногласиях в Европе по поводу угрозы российского вторжения в Украину речь идет в основном о Германии — Лондон полностью солидарен с Вашингтоном, Испания послала в Черное море военные корабли, Голландия готова поставлять Украине оружие, а шведы и финны пока в замешательстве. «Все это отрадно и уместно, — завершает Рич Лури. — Но именно Германия с ее нарастающим конфликтом интересов по отношению к России остается слабым звеном НАТО — и Путин, к сожалению, это знает». Это я по поводу беседы шварцевского рыцаря Ланцелота с Драконом.