Бывший наш народ

Архив

Владимир Семенович Высоцкий, написав шуточную песню с очень длинным названием «Лекция о международном положении, прочитанная человеком, посаженным на 15 суток за мелкое хулиганство, своим сокамерникам», наверное, и не подозревал, что значительно преуменьшил количество выходцев с территории бывшего Советского Союза на высших постах Государства Израиль. 

В Америке ли, в Азии, в Европе ли –
Тот нездоров, а этот вдруг умрет…
Вот место Голды Меир мы прохлопали, –
А там — на четверть бывший наш народ.
(В. Высоцкий)


В 1874 г. в небольшой деревушке, что находится в паре десятков километров от нынешнего райцентра Иваново Брестской области, жила многодетная еврейская семья. Впрочем, многодетной (пятнадцать сыновей и дочерей) она станет позже, а пока у Эзера и Рахель-Леа родился третий ребенок — мальчик, которому дали имя Хаим. Эзер работал в конторе по сплаву леса, благо вокруг деревни в конце XIX века был сосновый бор, а рядом протекала река Ясельда, по которой плечистые сплавщики гнали срубленные сосны в направлении Припяти. Рахель-Леа Вейцман, урожденная Чмеринская, была местной — родилась здесь, вышла замуж, растила детей… Много позже, уже после смерти мужа, после окончания Первой мировой войны, после переезда на Ближний Восток, она организует в Хайфе первый дом престарелых. А её сын Хаим (Вейцман) в почтенном возрасте семидесяти четырех лет станет в феврале 1949-го первым президентом Израиля. И умрет на этом посту через три с лишним года — в 1952-м.

Небольшой поселок Мир в восьмидесяти пяти километрах от Минска — родина третьего президента Израиля Залмана Львовича Рубашова, больше известного как Залман Шазар. Впрочем, Рубашовы после рождения сына в 1889 г. прожили в поселке недолго: когда мальчику исполнилось три года, большой пожар уничтожил их дом, и семья переехала в Столбцы. Залман Шазар возглавил Израиль в семьдесят три года и проработал президентом ровно десять лет. Через год после ухода со своего поста он умер, немного не дожив до своего восьмидесяти пятилетия.


На территории Белоруссии родился и Шимон Перес (Перский). Правда, ни под властью Российской Империи, ни под властью СССР он никогда не жил. Маленький городок Вишнява (ныне — деревня Вишнево в Минской области) в период между Первой и Второй мировыми войнами входил в состав Польши. Здесь, в семье лесника в 1923 г. и появился на свет мальчик Шимон. Отец его уехал в Палестину в самом начале тридцатых, занялся торговлей зерном, разбогател и через три года перевез к себе жену с одиннадцатилетним сыном.

Наверное, это покажется шуткой судьбы, но ещё два президента Израиля родом… с Украины. Ицхак Бен-Цви (Шимшелевич) родился в Полтаве, а Эфраим Качальский (Кацир) — в Киеве. Пять из девяти на две бывших советских республики! Какая уж тут четверть…
Среди тех, кто занимал должность премьер-министра — картина ещё более удивительная. Родители Эхуда Барака имеют литовско-смоленские корни. Отец Эхуда Ольмерта — из Самарской губернии. Дед Беньямина Нетаниягу — из Литвы. Голда Меир (о которой пел Высоцкий) родилась в Киеве, Леви Эшколь — под Киевом, Моше Шарет — в Херсоне, Давид Бен-Гурион — на территории Российской Империи, куда в то время входила Польша.


Будущий лауреат Нобелевской премии мира Менахем Бегин появился на свет в Бресте (тогда — Брест-Литовск) за год до Первой мировой войны. Отец его — Дов Зеев — работал в банке и был секретарем еврейской городской общины. Окончив школу, Менахем уехал учиться в Варшаву, но перед Второй мировой войной бежал от наступающих немцев в Литву, где был арестован НКВД и отправлен в лагеря за участие в польском молодежном сионистском движении «Бейтар».


Премьер-министром Израиля он станет через тридцать с лишним лет — в 1977-м. А через два года после рождения в Бресте Бегина, в ста сорока километрах от города — в поселке Ружаны — родится ещё один будущий премьер Израиля — Ицхак Езерницкий (Шамир). Уехав в юном возрасте учиться в гимназию в польский Белосток, он так же, как и Бегин, станет участником движения «Бейтар», а в тридцатые годы эмигрирует в Иерусалим.


Роза Коэн родилась в 1890 г. в Могилеве, в зажиточной и многодетной семье. Её брат стал одним из организаторов Бунда — Всеобщего еврейского рабочего союза в Беларуси, Литве, Польше и России. Жила в Белостоке, затем в Гомеле, затем в Петербурге. Занималась вместе с братом революционной партийной работой, а после Октябрьской революции некоторое время руководила кирпичным заводом. Так и не ужившись с большевиками, двадцатидевятилетняя женщина уплыла в 1919 г. из Одессы на пароходе «Руслан». Знаменитым еврейским переселенческим рейсом, доставившим в Палестину евреев. «Красная Роза», как прозвали Коэн соратники, на свои деньги покупает в Хайфе …дубинки и вооружает ими еврейскую молодежь для защиты от погромов. В 1921 г. она выйдет замуж за выходца с Украины Нехемия Рубинева (Рабина), а через год родит ему сына Ицхака -будущего премьер-министра Израиля. А в том же 1922 г. в Палестину переедут Самуэль и Дебора Шейнерман: уроженцы Белоруссии и родители ещё одного будущего премьера — Ариэля Шарона.


За всю историю израильского государства пост премьер-министра занимали тринадцать человек. Двенадцать из них либо сами родились на территории Российской Империи или в СССР, либо в семьях выходцев с постимперского пространства.

Игорь МАРАНИН, newrezume.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *