Журналистские расследования об использовании шпионского программного обеспечения компании NSO в Израиле стали в последнее время центральной темой повестки дня. А между тем, уже давно продолжается международный скандал, связанный с продажей ее программы «Пегасус» за рубеж.
Увы, дело не ограничивается самой NSO, попавшей в американский «черный список». Вся израильская индустрия подобного программного обеспечения (ПО) оказалась в той или иной степени под угрозой, а международный нажим — в первую очередь, со стороны США — заставляет правительство Израиля в целом и министерство обороны в частности менять подход к выдаче разрешений на экспорт шпионского ПО.
Недавнее расследование «Нью-Йорк таймс» предоставило новый обширный объем информации по данному вопросу.
Начать стоит с того, что попытки сделать козлом отпущения компанию NSO совершенно неуместны. Все продажи иностранным клиентам она осуществляла с разрешения министерства обороны. Как и любой частный бизнес, NSO создана с целью получения прибыли, и ожидать от нее отказа продавать свой продукт странам с авторитарными режимами на том основании, что его могут задействовать против политических оппонентов, было бы, по меньшей мере, странным. Подобная критика во многих случаях выглядит ханжеством, особенно со стороны официальных органов США и Западной Европы, которые активно торгуют оружием и сотрудничают в сфере безопасности с недемократическими странами. Тем не менее государство, выдающее разрешения на экспорт, скажем так, деликатных продуктов и услуг, должно учитывать широкий перечень аспектов, включая и моральный, а не только прибыль. Многие десятилетия продажа вооружений за рубеж является для Израиля важнейшим инструментом укрепления связей с разными странами и — что особенно важно — решения насущных проблем в сфере безопасности: в наших ближневосточных реалиях одно очень часто переплетается с другим. В отличие от большинства государств, для Израиля понятие «интересы в области безопасности» носит отнюдь не отвлеченный характер. Это, среди прочего, жизнь его граждан, в том числе и тех, кто активно критикует политику поставок вооружений, а сегодня и шпионского ПО на экспорт. Следует признать, что на протяжении лет в данном вопросе неоднократно допускались ошибки. Однако, несмотря на те или иные эксцессы, в общем и целом «оружейная дипломатия» Израиля себя оправдала в русле развития как отечественного ВПК, так и международных связей, способствовавших укреплению нашей безопасности. Помимо продажи оружия подобным инструментом десятки лет служило обучение иностранных силовиков и помощь, оказываемая разным странам израильским разведсообществом. Сегодня таким средством является и область, которую принято именовать «сайбером», в частности шпионское программное обеспечение. Если вначале, когда NSO только оказалась на слуху, многие комментаторы были склонны утверждать, что «Пегасус», с помощью которого можно выуживать содержимое мобильных телефонов, — лишь одна из многих имеющихся на рынке хакерских программ, то со временем выяснилось, что речь идет о продукте высочайшего уровня, возможно, в чем-то уникальном. Иначе чем объяснить тот факт, что почти весь мир стоял в очереди за его приобретением. Включая американские правительственные структуры: согласно расследованию «Нью-Йорк таймс», в этом списке значились ФБР и полиция Лос-Анджелеса, которые после двухлетнего тестирования «Пегасуса» все же решили воздержаться от покупки. Нельзя исключать, что тестирование преследовало цель разработку чего-то своего похожего, но весьма вероятно, что отказ от приобретения был продиктован юридическими ограничениями применения такого ПО.
Однако еще более показателен другой факт — и это, на мой взгляд, один и важнейших результатов расследования. Как оказалось, ЦРУ вполне официально закупил «Пегасус» для правительства африканского мусульманского государства Джибути — американского союзника, занимающего важнейшее географическое положение в районе Бабб-эль-Мандебского пролива, точно напротив Йемена. Разумеется, это объясняют борьбой с терроризмом и прочими напастями, но совершенно очевидно, что режим Джибути далек от стандартов западной демократии, и никто не мог гарантировать того, что он не использует ПО в не задекларированных целях. Словом, хотя сегодня NSO состоит в американском «черном списке», совсем недавно США в своих интересах сотрудничали с компанией весьма тесно.
Утверждения о том, что, мол, без продажи «Пегасуса» ОАЭ, Марокко и Саудовской Аравии не было бы «соглашений Авраама», по меньшей мере, преувеличены. Однако нельзя отрицать и того, что способность Израиля предоставить партнерам подобный важнейший разведывательный инструмент имела большое значение со всеми вытекающими последствиями.
Насколько известно сегодня, Биньямин Нетаниягу и бывший глава «Моссада» Йоси Коэн активно способствовали продажам продукции NSO. Яркий пример касается отношений с Саудовской Аравией: «Пегасус» был продан и ей, что способствовало сближению двух стран. Но в 2018 году, когда сотрудники саудовских спецслужб убили в своем стамбульском консульстве оппозиционера Джамаля Хашогги, NSO отключил «Пегасуса» Эр-Рияду — в случае нарушения клиентами соглашений у компании есть такая техническая возможность. По заявлению фирмы, к подобной мере она прибегала не менее семи раз. Комментаторы сходятся на том, что, кроме СА, в списке «наказанных» была и Уганда — после того как там обнаружилось, что «Пегасус» установлен на телефонах американских дипломатов. Что касается СА, то отключение программы вызвало недовольство на самом верху. Дело, как пишет «Нью-Йорк таймс», дошло до телефонного звонка фактического правителя королевства, наследного принца Мохаммеда бин-Салмана Биньямину Нетанниягу. И после его личного вмешательства (что, впрочем, бывший премьер не подтверждает) «Пегасус» саудовцам снова активировали.
Конечно, в моральном аспекте продажа СА и другим странам ПО, применяемого не только против террористов и бандитов, — дело проблематичное. Однако во многих случаях израильское руководство просто не может позволить себе быть слишком щепетильным в данных вопросах, поскольку от этого прямо и косвенно зависят важнейшие интересы. Чисто гипотетический вопрос: стоит ли разрешение на экспорт в «Пегасуса» получения права на пролет самолетов в Израиль и из Израиля в саудовском воздушном пространстве? Ответ, на мой взгляд, положительный. Так или иначе, моральное право критиковать Израиль за подобное имеют лишь те страны, которые принципиально не сотрудничают с откровенно авторитарными режимами в сфере безопасности. Потому что даже пистолет, проданный полиции такой страны, наверняка будет использован не в четком соответствии с нормами, принятыми в демократических государствах. США к таким странам, безусловно, не относится. Однако есть не только моральное право, но и право сильного, и это объективная реальность. В свете политики нынешней вашингтонской администрации, которая, не прерывая сотрудничества в сфере безопасности с авторитарными союзниками, декларирует борьбу против нарушений прав человека, NSO и ряд других израильских компаний уже столкнулись с серьезными трудностями. Проблемы испытывают и их американские коллеги. Без преувеличения, вся данная отрасль замерла в ожидании публикации министерством торговли США новых правил торговли хакерским ПО, каковая ожидается в следующем месяце. Пока же по следам американского и международного наступления на NSO и собственно стратегию выдачи Израилем разрешений на продажу «Пегасуса» за рубеж министерство обороны вынуждено закручивать гайки. И на данный момент многие страны уже вычеркнуты из списка клиентов. Кстати, сам по себе процесс выдачи разрешений на продажу оружия и разведывательного ПО — а сегодня это, по сути, разновидность оружия — осуществляется весьма тщательно. В министерстве обороны существует специальное управление, ответственное за контроль над подобным экспортом и выдающее первичное разрешение на переговоры с будущим клиентом. Заключенное соглашение потом обсуждает специальная комиссия, в которой помимо упомянутого управления представлен отдел безопасности минобороны, МИД, минэкономики, частенько «Мосад», Штаб национальной безопасности и т.д. Рассматриваются самые разные аспекты отношений со страной-адресатом, вопрос возможного нарушения потенциальными клиентами прав человека — перечень всех факторов очень широк. Вопреки сложившемуся мнению, разрешение на продажу «Пегасуса» раздавалось далеко не всем подряд. Судя по утекшей в открытые источники информации, из примерно 90 стран, желавших приобрести в Израиле шпионское ПО, более чем половине было отказано. В списке, помимо недружественных Катара и Турции, также Египет и Иордания, с которыми израильские структуры безопасности поддерживают весьма тесные отношения.
* * *
В последние дни израильский военный экспорт оказался на слуху и по другому поводу. Как сообщил тель-авивский корреспондент «Breaking Defense» Арье Эгози со ссылкой на источники в израильской системе безопасности, в декабре 2021 минобороны направило Латвии, Литве и Эстонии письмо с запретом на передачу Украине проданного им оружия, в частности ракет семейства «Спайк». О том, обращались ли эти страны к Иерусалиму с подобной просьбой, неизвестно. Если предположить, что источники журналиста не подвели, речь идет об иллюстрации работы того самого механизма контроля над экспортом вооружений, о котором писалось выше. Другими словами, покупатель по контракту не имеет права передавать полученное оружие кому-либо без разрешения продавца. Последний же при выдаче или отказе от такового руководствуется сугубо собственными интересами в сфере безопасности и внешней политики.
Между Израилем и Россией, как считается, еще с позапрошлого десятилетия действуют соглашения о воздержании от продаж тех или иных систем вооружений третьим странам и ряда других шагов. До сих пор российская сторона, по данным осведомленных источников в Иерусалиме, в основном их придерживалась. Соответственно, цена выхода из этих договоренностей для безопасности Израиля и его граждан может оказаться высокой, и именно данный факт в первую и главную очередь должен волновать правительство нашей страны. Это обязаны понимать и те, кто сегодня критикует действия Иерусалима по данному вопросу.
Давид ШАРП
Isrageo.com