Александр ГРАНТ
Чему быть, того не миновать. Во вторник, на второй день работы виртуального предвыборного съезда Демократической партии, прошла получасовая перекличка 3 979 делегатов всех 57 штатов и территорий США. Как и ожидалось, 77-летний бывший вице-президент Джо Байден превысил необходимый для номинации порог голосов (1991), получив больше 3550, а его основной соперник, 78-летний сенатор-социалист Берни Сандерс, который поддержал Байдена, набрал примерно 1550 голосов. Точные итоговые цифры не приводятся, очевидно, из-за «виртуальной погрешности», которая грозит и съезду республиканцев на следующей неделе, и президентским выборам в ноябре.
Речь победителя среди демократов Джо Байден произнесет в последний день работы съезда, 20 августа, а пока он от всего сердца поблагодарил однопартийцев за оказанное доверие, назвав очень важным для него и его семьи. Байден обратился к съезду из школы по месту его жительства в Уилмингтоне, штат Делавэр, в руках у него была снятая по таком случаю белая антивирусная маска, а рядом стояла 69-летняя жена Джил, которая в прошлом преподавала в этой школе. В своем видеообращении к съезду Джил Байден заявила, что ее муж «сейчас борется за душу Америки», а поскольку это тяжкий груз, «нам нужен человек с крепкими плечами, и если мы доверим нашу страну Джо, он сделает для ваших семей то же, что сделал для нашей — объединит нас в единое целое».
Второй день съезда демократов прошел живо и бурно (если оба эти слова приложимы к пустому стадиону в Милуоки), изобилуя хорошо известными стране гражданами, которые на разные лады ругали президента-республиканца Дональда Трампа. «Старые и молодые, прогрессисты и суперпрогрессисты, левые и крайне левые, черные, белые, азиаты, латиноамериканцы и индейцы, — обозначил их обозреватель Майкл Гудвин, — всем им было что сказать, но если там и была основная тема дня, я ее не нашел». Конечно, продолжал Гудвин, с их точки зрения, Дональд Трамп никуда не годится. Но дальше-то что? За что выступают демократы, и что они обещают избирателям в случае победы 3 ноября? О золотых горах Байдена-Сандерса в «декарбонизированной» Америке мы уже слышали, но звучит это сказкой про белого бычка, которому запретили выпускать газы после жвачки.
Обозреватель Джон Подгорец напомнил, что roll-call — перекличка на партийных съездах, где выбирают кандидатов, -обычно утомительный процесс, который нужно терпеливо высидеть, но на съезде в Милуоки все было не так. Выступающие говорили кто и откуда, вели себя кто как, и Подгорец запомнил «парня из Род-Айленда», который взволнованно говорил о ловле кальмаров в своем штате, а рядом стоял парень в маске с тарелкой calamari в руке. Обращение Байдена после переклички тоже запомнилось Подгорецу как нечто доселе невиданное. «Он стоял в школьной комнате рядом с воздушными шарами, — написал Джон Подгорец, редактор консервативного журнала Commentary. — Он явно не знал, куда смотреть, и с напрягой улыбался». Видеосъемка, по мнению Подгореца, была неуклюжей по исполнению и дурной по замыслу, поскольку в ней Байден «пытается стать всемирно-исторической фигурой, изображая цареубийцу, который становится царем». Совсем как дядя Гамлета в одноименном боевике Шекспира, хотя Подгорецу сцена в школе Уилмингтона больше напоминает корпоративные проводы на пенсию чиновника среднего звена. Не меньше Шекспира было в обращении к съезду Синди Маккейн, вдовы сенатора-республиканца, смертельно обидевшегося на Трампа, а до этого много лет дружившего с демократом Байденом.
74-летний экс-президент Билл Клинтон обратился к съезду из своего дома в поселке Чапаккуа, недалеко от Нью-Йорка, и обрушился на Трампа со свежими обвинениями в неумении или нежелании спасти страну от коронавируса. «Отрицания, увертки и унижения хороши при попытке развлечь или раззадорить, — сказал он, — но в реальном кризисе они рушатся, как карточный домик». Клинтон противопоставил грубияну Трампу президента-работягу, который вышел из народа и неутомимо радеет за народ, то есть Джо Байдена, которому вряд ли подходят все эти качества. «Женской темы» в жизни и законотворчестве Байдена 42-й президент не коснулся, как ненужной им обоим, а во вторник в социальных сетях и некоторых СМИ появилась фотография Клинтона, которому в 2002 году делает массаж одна из «сексуальных рабынь» Джеффри Эпштейна. Хорошо, что только массаж.
«Бог ты мой, — продолжал делиться впечатлениями о работе виртуального съезда демократов Джон Подгорец, — это был вечер о прошлом, хотя и не о славном прошлом». 76-летний бывший сенатор Джон Керри, проигравший президентскую гонку республиканцу Бушу-младшему в 2004 году, обвинил Трампа в неумении вести внешнюю политику, и не в шуку, а всерьез привел пример ближневосточных успехов президента Обамы, у которого Керри был госсекретарем. Керри напомнил однопартийцам, что Трамп делал вид, будто Россия не пыталась вмешаться в ход выборов 2016 года, и бездействовал, когда появились сообщения, будто Россия платила афганским талибам за убийства американских военных. «То есть он не будет защищать нашу страну, — сказал Керри. — Он не знает, как защищать наши войска. Единственный человек, которого он хочет защитить, это он сам». Керри тактично не упомянул о своем отношении к войне во Вьетнаме, в которой участвовал, и в 1971 году в знак протеста бросил через ограду Белого дома свои награды — Серебряную и Бронзовую звезду.
На многих произвела впечатление речь 30-летней Александрии Окасио-Корес, члена Палаты представителей из Нью-Йорка, где она представляет районы Бронкса и Квинса. Ее обращение длилось всего минуту, и было посвящено вовсе не Байдену, о котором она даже не упомянула, а сенатору Сандерсу, ее учителю в деле построения социализма в Соединенных Штатах Америки. За отведенные ей 60 секунд Окасио-Кортес заявила, что движение Сандерса «врачует раны расовой несправедливости, колонизации, мужского шовинизма и педофилии. Не официально, а в Твиттере, она написала, что выражает «глубочайшие поздравления Джо Байдену, и давайте победим в ноябре».
Нет сомнения, заключает обозреватель Майкл Гудвин, что пандемия коронавируса и состояние экономики основательно ударили по мозгам многим, и для партии, которая рвется к власти, понятно, хотя и не похвально, представлять окружающее самым мрачным. «Возможно, они правы, — написал Гудвин, — и большинство американцев видят свою страну через самые темные очки. Но я считаю, что демократы слишком увлечены активистами, которые хотят разрушить большинство наших институтов». Сегодня их партия заметно взяла левый курс, и ради победы в ноябре проводит деструктивную линию — «чем хуже, тем лучше», не предлагая избирателям ничего, кроме обличений президента Трампа. В критических ситуациях действительно иногда срабатывает поиск крайнего, а по-русски — «стрелочника», но наш паровоз, вроде бы, летит не в коммуну.