Иск о защите чести и достоинства, который вчинила в 2021 году корпорации «Фокс корп.» и двум ее консервативным кабельным телеканалам колорадская компания «Доминион воутинг машинс», внезапно был решен мирным путем.
На процессе, который обещал растянуться на 5-6 недель, был закончен отбор присяжных, и переполненный зал ожидал вступительных выступлений сторон, как адвокаты «Доминион» объявили, что заключили с ответчиками мировую сделку. По условиям сделки «Фокс» заплатит истцу 787,5 млн. долларов, но не должен приносить ему извинения за клевету в своем эфире. Это примерно вдвое меньше, чем 1,6 млрд. долларов, которые требовал «Доминион» и вряд ли получил бы, если бы довел дело до конца и выиграл процесс. Известно, что этот производитель машин для голосования оценивается сейчас в сумму всего от 30 до 80 миллионов долларов. «Доминион» может парировать, что клевета, которая обрушилась на него в эфире «Фокс» после президентских выборов 2020 года, отпугнула массу потенциальных клиентов и этим нанесла ему огромный урон. «Фокс» мог заметить на это, что сейчас у «Доминион» больше клиентов в США, чем было до того, как его оклеветали трамписты, утверждая, что он якобы фальсифицировал результат выборов 2020 года в пользу Джо Байдена. Истец мог бы ответить, что если бы не клевета, то у него было бы сейчас гораздо больше клиентов. Прекратив процесс в зародыше, обе стороны лишили пикейных жилетов и нашего брата увлекательного зрелища. Левые конкуренты правого «Фокс», Си-эн-эн и Эм-эс-эн-би-си, чья совокупная аудитория уступает фоксовской, уже было потирали руки, предвкушая, как адвокаты истца будут зачитывать в зале суда скоромные цитаты из переписки фоксовцев, в которой те подвергали сомнению утверждения адвокатов Трампа, прежде всего, верзилы Сидни Пауэлл. Такер Карлсон, например, открытым текстом обвинял ее во лжи, в которой, как мы увидим ниже, он должен разбираться. Предвкушали также, как адвокаты «Доминион» будут допрашивать с пристрастием хозяина «Фокс» Руперта Мердока.
Журналюги, впрочем, быстро сообразили, что произошедшее им на руку. Уже скоро они не могли поверить своему счастью, и весь вечер самозабвенно праздновали «торжество правды над ложью». И это после того как они почти три года подряд каждый день кормили американцев баснями «Рашагейта» и легендами о «по большей части мирных» погромах БЛМ и «Антифы».
Я смотрел, как лжецы важно превозносят правдивость, и скоро решил, что они вполне искренни. Они начисто забыли про свои калмыцкие песни о том, что вокруг Трампа «сдвигаются стены», что «Рашагейт» хуже «Уотергейта», что ковид пришел с уханьского «мокрого рынка», что ноутбук Хантера Байдена изготовлен умельцами ГРУ, и т.д., и т.п.
Они уж тем более забыли президентские выборы 2004 года, когда властители наших дум хором предрекали, что сенатор Джон Керри понесет Джорджа Буша-младшего. Решающая победа Буша в Огайо немедленно была истолкована либеральной прессой (то есть подавляющим большинством прессы) как происки предтечи «Доминион» компании «Диболд элекшен системс», которая де якшалась с республиканцами и подтасовала результаты голосования в пользу Буша.
Или возьмем выборы 2016 года, на которых Трамп, вопреки всем предсказаниям, понес Хиллари Клинтон. После этого я регулярно ходил на демонстрации, участницы которых несли плакаты с надписью «Не мой президент!» в убеждении, что победа Трампа была «украдена» у несостоявшейся триумфаторши Хиллари. Из этого убеждения вылупилось четырехлетнее движения «Сопротивления», одним из незабываемых символов которого была статья журнала «Нью-Йорк», утверждавшая, что Трамп был завербован КГБ аж в 1980-х, когда советская разведка разработала долгосрочный план внедрения в руководство США своей марионетки, или по-нашему «Манчжурского кандидата».
При Трампе в США вошли в моду понятие «дезинформация», означавшее все, что не по нраву нашим левым хунвейбинам, и обыкновение открыто называть «ложью» все, что раньше обозначалось учтивыми эвфемизмами, вроде «преувеличение», «гипербола» и т.п. Например «Вашингтон пост», которая вела многотысячный счет трамповских неправд, обвинила Трампа во «лжи» за утверждения, что за него проголосовали в 2020 году 75 млн. американцев (тогда как их было 74 млн. с копейками), и что его поклонники являют собой «величайшее политическое движение в истории нашей страны».
Конечно, величайшее движение в истории нашей страны — это не МАГА, а БЛМ. Но Трамп — сейлзмен, коммивояжер из Квинса, и гиперболы у него в крови. Это не сознательная ложь, которой промышляет Такер Карлсон, когда только речь заходит об Украине. В последние дни он пристрастился к вранью (будто бы взятому из секретных документов, слитых в Интернет мальчонкой из Массачусетса), что «Украина проигрывает войну», что на одного русского гибнут по 7 украинцев, и что в Украине, оказывается, воюют американские солдаты.
В меру своих сил я проверил эти утверждения, которые оказались фуфлом. Но вернемся к нашим баранам.
Ведущий Си-эн-эн Джейк Тэппер явно обалдевал от размера суммы, которую «Фокс» обязался отстегнуть истцу. 787,5 млн. быстро превратились в устах журналюг в «почти 800 млн» и даже в «почти миллиард». На самом деле, это всего 6% годовой выручки «Фокс», у которого в кубышке более 4 миллиардов налички. Но для малохольных левацких каналов это сказочные деньги и их дикторы не случайно были заворожены этой суммой.
Хотя делавэрский судья Эрик Дэвис, который занимался иском «Доминион», выпустил перед процессом серию решений не в пользу ответчиков, «Фокс», я подозреваю, пошел не сделку не столько потому, что ожидал поражения, сколько из нежелания подвергать своих светил пристрастному и унизительному допросу, который устроили бы им адвокаты «Доминион». Судья не оставил сомнений, что принудит к явке и Мердока, и его звезд, прежде всего Марию Бартиромо, Шона Хэннети, Такера Карлсона и, возможно, давно уволенного Лу Доббса, в трех твитах которого усмотрел клевету истец. Чем бы ни руководствовался «Фокс», я жалею, что он пошел на попятную, ибо его капитуляция явится болезненным ударом по нашей свободе слова и печати. И по самому «Фоксу», которого судит не только «Доминион», но и «Смартматик»», другой производитель машин для голосования. Он требует у канала не 1,6 млрд., как «Доминион», а 2,7 млрд.
Я не представляю, как защита «Фокс» будет отстаивать на следующем процессе невинность ответчика после того как он договорился с «Доминион», вместо того чтобы доказывать чистоту своих риз. Нет, боюсь, что «Фокс» опять заплатит, и больше, чем сейчас, потому что «Смартматик» больше запросил, чем «Доминион».
И список истцов этим не ограничится.
Как я уже писал, Вильям Барр, дважды бывший министром юстиции CША, в том числе при Трампе, в конце марта поместил в газете «Уолл-стрит джорнэл» статью, в которой заявил, что «дело следует решить в пользу «Фокс» либо на процессе, либо на апелляции».
Барр поддержал позицию адвокатов канала, доказывавших, что его ведущие лишь знакомили свою аудиторию с утверждениями о мнимых происках «Доминион», но никогда не говорили, что эти утверждения соответствуют истине.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ