Слово «маска» всегда пользовалось популярностью в прямом и переносном смысле, от венецианского «маска, я тебя знаю» до ленинского «срывания всех и всяческих масок». С явлением пандемии маски стали еще популярнее, претендуя на роль символа выживания человечества, хотя на ту же роль заявил о себе самый богатый на земле человек по фамилии Маск. Что, собственно, мы знали про Илона Ривса Маска, родившегося 28 июня 1971 года в южноафриканской Претории в семье швейцарских немцев? Знали, что в школе Илон был тихоней, которого постоянно обижали, что любил читать и что в 12 лет увлекся программированием и написал свою первую программу, простенькую видеоигру, которую продал за 500 долларов. Знали, что Маск учился в университетах Претории в ЮАР, Кингстона в Канаде и Пенсильвании в США, став бакалавром по экономике и физике. Знали, что в 24 года он на пару с братом создал компанию программного обеспечения Zip2, а за компанию денежных переводов PayPal, где Маск был тоже соучредителем, он получил 189 млн долларов. Деньги шли к деньгам, и 7 января 2021 года Илон Маск стал богатейшим человеком планеты с состоянием 185 миллиардов долларов, через полтора месяца довел его до почти 200 миллиардов, а 1 ноября 2021 года стал первым человеком в истории, чьё состояние достигло отметки в 300 миллиардов долларов. Знали, что Маск наводнил Америку электромобилями Tesla, одну из которых запустил в космос ракетой Falcon Heavy своей же компании SpaceX. Знали, что в 2021 году журнал Time признал Маска «Человеком года», и что его IQ (коэффициент интеллекта) равен 155 баллам, при 130 как высокий показатель, хотя у Эйнштейна было 160 баллов. Знали, что в этом году Маск купил за 44 млрд. долларов социальную сеть микроблогов Twitter, на которой «чирикают» больше 100 млн. пользователей.
Меньше, но с большей охотой знали, что Илон Маск не любит спорт, не сидит на диетах, любит шоколадные батончики, барбекю и не намерен отказываться от вкусного, но вредного. Знали, что у Маска три жены, две из которых родили ему восьмерых детей, а также двое внебрачных близнецов, которых родила в прошлом году менеджер его компании Neuralink. Знали, что около года Маск встречался с кинозвездочкой Эмбер Херд, бывшей женой кинозвезды Джонни Деппа. Знали, наконец, что в политике Илон Маск называет себя умеренным и в Калифорнии зарегистрировался как независимый избиратель. И хотя в прошлом деньги на выборы давал и демократам, и республиканцам, смотря где находились его деловые интересы, последнее время тяготеет к республиканцам.
На днях журнал Forbes и новостная бизнес-служба Bloomberg сообщили, что 51-летний американец Илон Маск уступил трон самого богатого землянина 73-летнему французу Бернгару Арно, главе компании LVMH, которая производит такие товары класса люкс, как Louis Vuitton и Tiffany. Сейчас Маск «стоит» 176 млрд. долларов, а у Арно их на 12,7 млрд. больше. Объясняют это существенными потерями Маска при покупке Twitter, которая сопровождалась скандалами и судебными исками, а также проблемами с его электромобилями, так как для покупки «щебетунчика» Twitter Маск продал акции Tesla на миллиарды долларов. Представитель лос-анджелесской инвестиционной компании Wedbush Securities Дэн Айвс назвал происходящее «цирком», из-за которого пострадала оценка стоимости производителя электромобилей. «С точки зрения акций Tesla, — сказал Айвс, — Маск превратился для Уолл-стрит из супергероя в злодея. Избыточное предложение растет с каждым его твитом, а этот цирк с Twitter повредил брэнду Маска и стал большой проблемой для акций Tesla. Маск — это Tesla, а Tesla — это Маск».
Политического обозревателя и главного редактора консервативного журнала National Review Лури тревожит не столько количество денег, детей и баллов интеллекта Илона Маска, сколько его пришествие в политику. И свою статью во вторник он, подобно Дэну Айвсу, назвал «Варвар Маск». В первых же строках Рич Лури пояснил, что Маск, который никогда не считал себя консерватором, сейчас фактически возглавляет правую культурную революцию, не сделав для этого ничего хотя бы отдаленно напоминающего истерику наших прогрессистов. Рич с тихой грустью вспоминает о гроссмейстерах эфира Пате Бьюкенене и Пэте Робертсоне и замечает, что Илон Маск сделал себя для левака «врагом народа №1», простым отказом играть по правилам, которые без колебаний принимают многие в корпоративной Америке. «Маск не стесняется, — написал Рич Лури. — Он забрал чемпионский пояс президента Дональда Трампа в качестве повелителя сознанием элиты наших журналистов. На днях его игривый твит высмеял как модную практику местоимений, так и святошу пандемии Энтони Фаучи: «Мои местоимения — Фаучи под суд». Местоимение в данном случае следует понимать как «вместоимение».
Гендерно-нейтральными местоимениями «они», а не «он» или «она», сейчас решено именовать лица, не уверенные в том, какого они пола, или «небинариев», а на русском вульгаритете «двустволок», которые сегодня — мужчина, а завтра — женщина. Народ поученее называет эту категорию «гендерфлюидами», и одним из самых известных стало 35-летнее Сэм Бринтон — заместитель помощника начальника федерального Управления по утилизации отработанного топлива и отходов при Министерстве энергетики США. Оно стало первым открытым гендерфлюидным сотрудником в администрации президента Байдена и прославилось своим внешним видом, используя макияж и женскую одежду наряду с усами. Недавно небинарий, он гендерфлюид Бринтон был уволен за то, что 16 сентября 2022 года в аэропорту Миннеаполиса украл чемодан, в котором находилось 2,3 тыс. долларов. Правоохранители нашли вора по записям камер наблюдения, и это было, была или был Сэм Бринтон.
Левая Америка отозвалась ожидаемым образом, и пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер на брифинге заявила, что «атаки на доктора Фаучи отвратительны и оторваны от реальности», а журнал Atlantic назвал Маска «крайне правым активистом», хотя в статье под таким заголовком лишь вскользь упоминались его активизм и правизна. Перед минувшими выборами, продолжает Рич Лури, Илон Маск сказал, что намерен голосовать за республиканцев, но это не делает его «крайне правым», как не делает крайними левыми желающих голосовать за демократов. За республиканцев у нас сейчас полстраны, и если Маск своими твитами привлекает внимание к Twitter, который он только что купил, так это скорее маркетинг, чем политический активизм. Тем не менее его можно считать предателем своего класса, элита айтишников, которая традиционно левая, но со своим уклоном левизны, которая признает борьбу за прибыль, при этом следуя по пути социалистов-прогрессистов. Илон Маск от такого уклона отказался, что было воспринято ересью, которую Рич Лури обозначает как «независимое суждение против менталитета стада; свобода слова против и над идеологией «безопасности»; и упор на работу и ее результат против права на социальное пробуждение. Все это можно считать битвой за душу Twitter, если она там есть, а как написал Иосиф Бродский в своем разговоре с небожителем, «если бы душа имела профиль, ты б увидал, что и она всего лишь слепок с горестного дара». Таким даром наши прогрессисты считают слепое следование канонам их убеждений и интересов, на что у них есть свой немалый резон. Но вот беда, у ворот их крепости следом за Трампом появляется такой же бесстрашный Маск, еретик и варвар, намеренный сломать эти ворота. И Рич Лури не был бы самим собой, за что я люблю его по-английски почти так же, как нью-йоркского писателя Владимира Соловьёва по-русски, не подкрепи он свою мысль зашкварной закруткой. Захват Маском крепости Twitter он уподобляет захвату викингами знаменитого монастыря Св. Петра и Павла в Северной Британии в Восьмом веке. Викинги пришли и ушли, а монастырь Монкуирмут-Джарроу стоит по сей день, Илон Маск сорвал маску с Энтони Фаучи, а Рич Лури срывает все и всяческие маски с наших прогрессистов.
Александр ГРАНТ