Автор: Александр ГРАНТ
Перед своим первым официальным визитом в Европу в качестве президента США бывший вице-президент Джо Байден послал своего вице-президента Камалу Харрис тоже в первую официальную поездку за рубеж в этой должности. За 7 и 8 июня Харрис посетила Гватемалу и Мексику — страны-участницы небывалого кризиса на нашей южной границе из-за наплыва граждан этих и других стран, желающих провести остаток жизни не на нищих и опасных родинах, а в сытых и гостеприимных Соединенных Штатах Америки. Перед поездкой Харрис дважды беседовала по телефону с президентом Гватемалы Алехандро Джамматтеи и дважды с его мексиканским коллегой Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором, а перед визитом сообщила, что «мы сосредоточены на том, чтобы разобраться с первопричинами, и я с нетерпением жду поездки, надеюсь, моей первой поездки в Северный треугольник, остановившись в Мексике, а затем отправившись в Гватемалу».
В конце марта 78-летний Байден назначил 56-летнюю Харрис ответственной за решение им же созданной проблемы с потоком мигрантов на южной границе, отметив ее опыт работы генеральным прокурором штата Калифорния, который граничит с Мексикой. Нелишним следовало считать, что Камала Харрис, индианка по матери и афроамериканка по отцу, иммигранту с Ямайки, куда в свое время рабы тоже попали из Африки. «Когда она будет выступать, то будет выступать от моего имени, ей не нужно спрашивать у меня, — сказал Байден 24 марта. — Она знает, что делает». С присущим ему юмором президент заметил, что «я поручил вам сложную работу, а вы улыбаетесь», и Харрис на время стерла также присущую ей улыбку с лица и всерьез сказала, что «хотя мы четко заявляем, что люди не должны прибывать на границу сейчас, мы также понимаем, что должны обеспечивать соблюдение закона. И поскольку мы можем работать сразу по нескольким направлениям, то должны обратить внимание на коренные причины, которые заставляют людей отправиться в этот путь». Вслед за этим назначением от Камалы Харрис ждали, как минимум, посещения границы, которая при новой администрации стала проходным двором для нелегалов, но она там так и не побывала, объяснив, что у вице-президента США есть дела поважнее. В 2018 году сенатор-демократ Харрис посетила эту границу, но тогда ее целью была критика борьбы администрации президента-республиканца Трампа с нелегальной иммиграцией.
12 мая генеральный прокурор Аризоны Марк Брнович написал президенту Байдену, что «почти за 50 дней с момента ее назначения вице-президент Харрис не проявила особого интереса к ознакомлению с тем, что происходит вдоль границы, поэтому я прошу заменить ее на посту вашего «пограничного царя». Просьба Брновича, естественно, удовлетворена не была, а газета The Los Angeles Times со ссылкой на анонимный источник в Белом доме пояснила, что, по мнению Камалы Харрис, переход мигрантами границы США и Мексики не имеет ничего общего с устранением «коренных причин» миграции, а именно это она считает своей миссией, выполнять которую отправилась в прошлое воскресенье, вылетев в 14.22 с авиабазы Эндрюс в штате Мэриленд. Визит не заладился с самого начала, и через 31 минуту вице-президентский Боинг ВВС-2 из-за технической неисправности вернулся на базу, где Харрис и сопровождающие ее лица пересели в другой вице-президентский лайнер и вылетели в Гватемалу. Сопровождавшие вице-президента журналисты сообщили, что при взлете услышали необычный шум в шасси, однако посадка прошла совершенно нормально, а Камала Харрис сказала им, что «мы все немного помолились, но всё в порядке».
Первой остановкой стала не Мексика, а Гватемала, где Харрис в понедельник встретилась с президентом Джамматтеи и на совместной пресс-конференции заявила, что, как она хочет подчеркнуть, «цель нашей работы в том, чтобы помочь гватемальцам обрести надежду на родине». В то же время, продолжала Камала Харрис с традиционной улыбкой, «хочу, чтобы в этом регионе меня ясно поняли те, кто подумывает об опасном пути к американо-мексиканской границе, — не идите, не идите. Если вы придете к нашей границе, вас повернут назад». О трехчасовой встрече с Алехандро Джамматтеи она сказала, что это был «серьезный, откровенный и обстоятельный разговор», в котором они «обсудили важность борьбы с коррупцией и важность независимой судебной системы».
За несколько часов до того как ее самолет приземлился в аэропорту гватемальской столицы, было озвучено интервью президента Джамматтеи нашей программе CBS News, в котором он заявил, что кризис на границе США и Мексики вышел из-под контроля с приходом к власти Джо Байдена. По поводу этого кризиса, сказал гватемальский президент, «мы соглашаемся в том, ‘что’, и не соглашаемся в том, ‘как’». По словам Джамматтеи, став президентом, Байден обещал воссоединить семьи гватемальцев и воссоединяться с детьми, и «на следующий же день «койоты» (как называют там контрабандистов) стали собирать группы детей для переправки в Соединенные Штаты», в связи с чем он попросил президента Байдена разъяснить, что торопиться в Соединённые Штаты не следует. Тем не менее гватемальцы встретили посланницу этого разъяснения без особой радости, и кортеж Камалы Харрис по пути в президентский дворец встречали плакаты «Камала, Трамп победил» и «Камала, не лезь в чужие дела».
На следующий день «пограничный царь» или, если на то пошло, «царица» Камала Харрис была в Мехико-Сити, где, как сообщила Русская служба «Голоса Америки», встретилась с Лопесом Обрадором, «чтобы обсудить возможность снижения рекордного всплеска миграции из Центральной Америки в Соединенные Штаты», и заявила ему о «наступлении новой эры, которая еще больше подчеркнет взаимозависимость и взаимосвязь наших стран». Харрис и Лопес Обрадор подписали меморандум о взаимопонимании в работе, которую обе страны должны проделать для развития Центральной Америки, а затем провели переговоры, посвященные «коренным причинам» всплеска миграции. Они также договорились предоставить Мексике субсидию в 130 млн долларов на проведение реформ в сфере труда и расширить сотрудничество в противодействии торговле людьми. В тот же день вице-президент без вынужденных посадок по пути вернулась домой, сочтя свою первую официальную миссию за рубежом по поручению президента успешно выполненной.
«Историческая роль Камалы Харрис в 2021 году, — написал обогреватель Кайл Смит в газете The New York Post, — первый вице-президент женщина, чернокожая, азиатка и жертвенный ягненок». Как многим женщинам до нее в нашем патриархальном мире, поясняет 55-летний Смит, по основному журналистскому амплуа кино и театральный критик, Камале Харрис было поручено «прибраться» в беспорядке, который наделал ее босс. Джо Байден, написал Смит, возможно, и не мастер на викторины и загадки, но отлично понимает, что, когда перед тобой что-то не разрешимое, нужно поручить это другому. Если Обама в таком случае на закате своего президентства поручил справиться с проблемой рака своему вице-президенту Байдену, то президент Байден на восходе власти поручил кризис на границе своему вице-президенту Харрис. Когда Лестер Холл, верный демократам ведущий программ «Nightly News» и «Dateline» на канале NBC, сказал Камале Харрис, что она ни разу не была на границе, она со своей фирменной улыбкой ответила, что и в Европе ни разу не была, разумеется, в качестве вице-президента. «Администрация Байдена, — написал Кайл Смит, повторяю, профессиональный кинокритик, — создала кризис на границе под риторику ‘Берегись нелегалов‘, которую в Латинской Америке понимают как ‘Президент Байден любезно приглашает вас на просмотр фильма ‘Эль-Норте’» (картины 1983 года, получившей «Оскара» как первый независимый латиноамериканский фильм).
По ходу предвыборной кампании, продолжает Клайн Смит, Байден предлагал остановить депортацию нелегалов и разъединение семей, а в 2019, уже став президентом, вместе с вице-президентом Камалой Харрис обещал предоставить нелегалам медицинскую страховку. Сама Харрис двумя годами раньше утверждала, что «недокументированный иммигрант не преступник. Став президентом, написал Смит, Джо Байден был настолько одержим уничтожением всего, что успел сделать Трамп, что отменил один из самых больших его успехов «Оставайтесь в Мексике» — программу, по которой заявители на убежище в США ждут разрешения на той стороне границы. Когда Байден сообщил, кого он назначил «царем границы», он, по словам Кайла Смита, вручил вице-президенту Камале Харрис гранату с выдернутым предохранителем», что было отмечено президентом Гватемалы в интервью CBS News. Порученную ей президентом попытку справиться с кризисом на границе, обозреватель и кинокритик Кайл Смит считает такой же убеждающей, как слова актера Кевина Бейкона в конце фильма 1978 года «Зверинец»: Спокойствие! Все хорошо!», когда толпа вот-вот его растопчет. Так и Камала Харрис, призвавшая гватемальцев «не прибывать на границу», напомнила им, что Соединенные Штаты в принципе против нелегальной иммиграции. Но при Байдене и Харрис «койотов» не напугаешь ни прищуром президента, ни улыбкой вице-президента.