Газета The New York Times 21 июня сообщила о решении руководства манхэттенского Музея естественной истории на Централ-Парке Вест и 79 стрит убрать стоящую перед входом с 1940 года статую 26-го президента США Теодора Рузвельта, который правил страной с 1901 по 1909 год.
Перед входом в музей бронзовый президент сидит на коне, а слева и справа стоят краснокожий индеец и чернокожий афроамериканец, знаменуя тем самым расовое равноправие, которого, оказывается, при этом президенте не было. Музей считается частным, но стоит на городской земле, и Сити-холл не возражает против решения убрать статую президента-расиста.
«За последние несколько недель коллектив нашего музея был глубоко тронут все ширящимся движением за расовую справедливость, которое возникло после убийства Джорджа Флойда, — сообщила New York Times президент музея Эллен Футтер. — Мы видели, как внимание всего мира и нашей страны все больше обращается на статуи, как на мощные и пагубные символы укоренившегося расизма. Проще говоря, пришло время убрать ее». Мэр Билл Де Блазио поддержал решение музея, в чем нет ничего удивительного, и объяснил это тем, что статуя «явно изображает чернокожий и индейский народы порабощенными и расово неполноценными». Удивительно другое: к решению убрать памятник деда присоединился внук Теодора Рузвельта, его 77-летнй тезка Теодор Шестой, один из директоров банка Barclays Capital Corporation. «Мир, — сказал он,- не нуждается в памятниках и реликвиях иных времен, которые не отражают ни достоинств лица, которого представляют, ни ценностей равенства и справедливости». Кстати или нет, я вспомнил вещие слова поэта Редьярда Киплинга:
«Несите бремя белых,
Что бремя королей!
Галерника колодок
То бремя тяжелей.
Для них в поту трудитесь,
Для них стремитесь жить,
И даже смертью вашей
Сумейте им служить».
На прошлой неделе группа депутатов горсовета предложила мэру Де Блазио убрать из Сити-Холла статую третьего президента США и соавтора Декларации Независимости Томаса Джефферсона за то, что он был отцом шестерых детей своей чернокожей рабыни. Инициатор письма Дэби Роуз, чернокожая демократка со Стейтен-Айленда, пояснила, что слова Джефферсона, будто «все люди созданы равными», не соответствовали его делам, куда входили продажа, покупка, сдача в нем и напрокат человеческих существ». Развивая этот неоспоримый тезис, 69-летняя Роуз заявила, что Томас Джефферсон «считал чернокожих расово неполноценными, говорил, что черные и белые американцы не могли жить вместе в мире». Реакция Сити-Холла пока не сообщается, но известно, что эта статуя, как и другие подобные, признана охраняемым законом памятником истории, любое перемещение которого возможно только с согласия мэра и по решению созданной им Public Design Commission.
Неделей раньше совет попечителей Универстета Монмаут в Нью-Джерси проголосовал за лишение Большого актового зала имени Вудро Вильсона, 28-го президента США с 1913 по 1921 год. «Вильсон был противоречивым политиком, и фактически его нога не ступала в это здание, — сказал студентам президент университета Патрик Лихи. — Убрав его имя и рассмотрев другие имена, мы прочнее связываем центр нашего кампуса с нашими историческими корнями и уничтожаем символическое препятствие в важной работе создания истинно доброжелательной и всеобъемлющей атмосферы Большого актового зала». Этот зал решено назвать именем Джулиана Эйбеле, одного их первых профессиональных архитекторов-афроамериканцев.
Одновременно и по второму заходу ширятся требования снять с 20-метровой колонны в центре Манхэттена статую Колумба, который стоит там с 1894 года как открыватель Америки, а на самом деле, оказывается, работорговец и угнетатель населения открытых им Карибских островов. В начале июня в городе Ричмонд, штат Вирджиния, энтузиасты движения «Жизни чернокожих имеют значение» стащили статую Колумба с пьедестала и утопили в пруду, а в Бостоне, штат Массачусетс, каменному Колумбу отбили голову.