Автор: Александр ГРАНТ
В воскресенье обозреватель The New York Times Патрик Кингсли написал, что наш президент посетит «регион, союзы, приоритеты и отношения которого с Соединенными Штатми значительно изменились со времени его последнего официального визита шесть лет назад», когда Байден был вице-президентом. По мнению Кингсли, в Израиле Байден будет настаивать на ускорении и усилении связей еврейского государства с арабскими соседями прежде всего для совместного противостояния Ирану, а у саудовцев и их партнёров по Организации стран-экспортеров нефти наш президент от имени США и стран Запада попросит увеличить добычу нефти во избавление мира от энергетического кризиса, возникшего по вине вторжения России в Украину. Предварительные перепевы исторической значимости ближневосточного визита Байдена как президента США слышались слева и справа, и одни называли этот визит заведомым триумфом, а другие -конфузом. В субботу газета The Washington Post опубликовала статью самого Байдена, который написал, что «более безопасный и объединенный Ближний Восток приносит пользу американцам во многих отношениях. Его водные пути имеют ключевое значение для мировой торговли и цепочек поставок, на которые мы полагаемся. Его энергоресурсы жизненно важны для смягчения воздействия на глобальные поставки войны России в Украине»
Это был книксен самому себе, а в среду, когда наш президент уже летел в Израиль, газета The New York Post поместила на странице редакционной почты PostOpinion статью «Байден сделал Ближний Восток еще опаснее». Ее автор, 58-летний Майк Помпео, который при Трампе год руководил ЦРУ и почти три года Госдепартаментом, начал с того, что назвал субботнюю статью Байдена «кучей вранья», а в частности, его утверждения, будто «Ближний Восток, куда я направлюсь, стабильнее и безопаснее, чем унаследованный моей администрацией 18 месяцев назад». Помпео предлагает вернуться в январь прошлого года, но не к вашингтонскому Капитолию, чем сейчас занимаются демократы Палаты представителей, готовя Трампу очередную политжаровню, а в госдеп и Белый дом, где были подготовлены и подписаны такие важнейшие документы, как признание за Израилем власти на Голанских высотах, признание антисионизма разновидностью антисемитизма, открытие нашего посольства в Иерусалиме и «Авраамовы соглашения» между Израилем, Бахрейном, Эмиратами, Марокко и Суданом. Записав эти успехи на счет своей администрации, считает Помпео, президент Байден просто украл их у Трампа, при этом помалкивая, что точно так же у Трампа украли выборы.
Самой грубой ошибкой Байдена в его международной политике Помпео считает его настойчивое желание вернуть Ирану «ядерную сделку», в которой тому было отказано при Трампе, беспощадном к режиму исламских аятолл и генералов. «Сегодня, — написал Майк Помпео в нью-йоркской Post, — администрация Байдена снова умиротворяет их, отказываясь противостоять ядерной программе Ирана и создавая опасность для Америки». На прошлой неделе ведущий канала NPR Стив Инкип беседовал с Робом Молли, представителем Байдена на «ядерных» переговорах с Ираном. На вопрос, есть ли у иранцев достаточно обогащенного урана, чтобы при желании создать бомбу, Молли ответил, что есть, хотя на это уйдет несколько недель. Как заявил иранский президент Ибрахим Раиси, с августа прошлого года Иран стал продавать вдвое больше нефти, чем при наложенных по инициативе Трампа санкциях, то есть у аятоллы Али Хаменеи стало вдвое больше денег на ядерную программу, местные войны и подпитку исламских террористов Газы, Ливана и Йемена.
Майк Помпео советует обратить внимание на ближневосточный курс России и Китая. В марте прошлого года Пекин и Тегеран подписали договор о сотрудничестве сроком на 25 лет и объёмом на 400 млрд. долларов. Китаю позарез нужна иранская нефть, а Ирану — китайская технология, включая разные спецсредства электронного подглядывания и подслушивания. Россия, как экспортёр оружия в Иран, укрепляет с этой Исламской республикой торговые отношения, которые не попадают под санкции, и тем самым укрепляет свое присутствие в регионе. В августе КНР, РФ и Иран при участии Венесуэлы проведут военные учения «Снайперский Рубеж», по мнению нашего сетевого издания Washington Free Beacon, показывая, как эти военные державы могут добраться до Соединенных Штатов.., даже несмотря на то, что Москва ведет войну в Украине». Снимая санкции с Ирана или делая вид, что их нет, продолжает Помпео, администрация Байдена только способствует укреплению сотрудничества между китайскими коммунистами, режимом Путина и Тегераном.
В принципе, Соединенные Штаты всегда могли рассчитывать на поддержку Саудовской Аравии против Ирана, но теперь под вопросом и это. В связи с убийством иранскими спецслужбами саудовского журналиста Джамаля Хашогги осенью 2018 года, через год Джо Байден, баллотируясь в кандидаты в президенты от Демократической партии, заявил, что “мы больше не будем продавать им оружие, а фактически заставим платить, сделав их париями». За эту политическую бестактность Белый дом за президента Байдена не перерастает извиняться, а в июне, уже в связи с предстоящим визитом, новый пресс-секретарь Карин Жан-Пьер сообщила, что «если (президент) считает, что общение с иностранным лидером в интересах Соединенных Штатов, и что такое общение может дать результаты, он пойдет на это». Как установили наши спецслужбы, Хашогги убили по заданию кронпринца Мохаммеда, которому предстоит править своей страной еще лет 50, а такие обиды правоверные не прощают. К просчетам Байдена, которые тот выдает за достижения, Майк Помпео относит и Афганистан, нашим президентом в его статье в The Washington Post благоразумно не упомянутый. Помпео написал, что Трамп передал Байдену четкий план перехода власти в Афганистане, где к тому времени шли переговоры между коррумпированным режимом и талибами Байден проявил миротворческую инициативу ценой гибели 13 наших военных в кабульском аэропорту и позорной эвакуации всего корпуса, что сейчас одни называют победой, а другие — поражением. Вместе с Афганистаном мы, по словам Майка Помпео, «потеряли военные и разведывательные возможности бороться с террористами “Аль-Каиды” и ИГИЛа». Как, наверное, вынуждены были признать карфагенский военачальник Ганнибал, российский генералиссимус Кутузов, британский адмирал Нельсон и израильский генерал Даян, кто старое помянет, тому глаз вон. Но просчеты внешней политики Джо Байдена видны в оба глаза.