Пощечина американскому президенту

Президент Герберт Гувер Фото: stuki-druki.com

Американского президента Гувера, спасшего миллионы наших соотечественников от голода, не особо жалуют даже американцы, в России же он вообще прочно забыт. В это трудно поверить, но наладить повсеместную помощь голодающим в необъятной и дезорганизованной России смогли всего 300 граждан США, подчиненных Гувера. 

Президент из глубинки 

Герберт Кларк Гувер (Herbert Hoover, 1874–1964) был первым из президентов США, родившимся к западу от реки Миссисипи: в те времена Айова являла собой такую глушь, что не каждый из жителей Соединенных Штатов представлял, где это, собственно, находится. Первые детские впечатления Герберта, сына кузнеца Джейкоба Гувера, — непролазная грязь на улице, в которой малыш Герберт часто застревал. Уже в девять лет он стал круглым сиротой и воспитывался у своего дяди. 

В 1891-м семнадцатилетний Герберт отправился в Калифорнию — в надежде поступить в только что открывшийся Стэнфорд. Выдержав конкурс по латыни и математике, на остальных экзаменах он с треском провалился. Тем не менее профессора, преподававшие латынь и математику, вступились за юношу. Поначалу его зачислили условно, но вскоре он становится одним из лучших студентов на факультете геологии. Закончив университет, молодой специалист Гувер работает горным инженером в Австралии, Азии и Африке, а к 1914-му, началу Первой мировой, уже имеет огромный опыт руководства двумя десятками (!) промышленных предприятий. Некоторое время Гувер работал и в России, горным инженером на Кыштымском медеплавильном заводе, а во время Первой мировой был назначен главой продовольственного управления США. 

Коллективное самоубийство 

О российской беде, получившей условное название «Голод в Поволжье», сегодня вспоминают редко — мол, голод, конечно, был, чему виной засуха и неурожай, но, дескать, советское правительство, в конце концов, наладило помощь голодающим. В этой истории (говорится вскользь) замешаны еще и некие иностранцы, игравшие в коварные игры: шпионаж, интриги против России, спекуляции и прочее. 

…После революции, Гражданской войны и политики «военного коммунизма» страна была совершенно обескровлена. Но самое страшное — это так называемая продразверстка, затеянная по инициативе тов. Ленина, человека в своем роде невменяемого и совершенно не разбиравшегося в экономике. У крестьян безжалостно изымался весь хлеб, до последнего зернышка; членов семей брали в заложники, впоследствии расстреливая, порой на следующий же день, без суда и следствия, если «план по заготовкам» не выполнялся. Всего в России зафиксировано 400 восстаний против произвола Советской власти (об этом, в частности, фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба», повествующий об ужасах подавления тамбовского бунта). Крестьяне брались за вилы, а «боевой отряд партии», чекисты, расстреливавшие своих собратьев тысячами, слали отчеты в столицу о «контрреволюционных настроениях» по всей России. 

В одной из сводок ВЧК по Казанской губернии за 26 октября 1920 года говорилось: «Крестьяне относятся к Советской власти недружелюбно по причинам разных повинностей и разверстки… В последнем случае умиротворяюще действуют посылаемые в такие места вооруженные отряды». 

Тут интересно слово «умиротворяющие», обратите внимание. Результат не заставил себя ждать: уже весной 1921 года не только в Поволжье, но и на Урале, в Сибири, в районах Северного Кавказа и Украины появились очаги голода. Катастрофа надвигалась неуклонно… Чекисты на местах исправно доносили о подавлении крестьянских бунтов — тем временем число смертей от истощения и эпидемий уже не поддавалось учету. Отовсюду поступали сообщения, что матери, не желая видеть страдания детей, «натапливают избы, закрывают трубы и засыпают вечным сном». Угорали семьями вместе с малыми детьми. 

Гувер: “Я могу кормить миллион российских детей” 

На фоне этого кошмара, равному которому в Европе не было, наверно, уже три века, если не больше, Советская власть была вынуждена пойти на определенные уступки. В стране была принята «Новая экономическая политика», НЭП. 26 июня 1921 года газета «Правда» признала, что в стране голодают около 25 миллионов человек (на самом деле эту цифру нужно было умножить вдвое). Согласно данным официальной статистики, голод охватил около 40 губерний (Поволжье, Южную Украину, Крым, Башкирию, частично Казахстан, Приуралье, Западную Сибирь). Большевистскому правительству пришлось скрепя сердце искать помощи «враждебных» капиталистических государств. Максим Горький обратился через прессу ко всем «честным людям Европы и Америки» с просьбой о поставках хлеба и лекарств. 

Одним из первых на призыв Горького откликнулся герой нашего очерка, Герберт Гувер, в то время министр торговли США. Спустя два дня он уведомил Горького, что сможет кормить до миллиона детей России. У Гувера была репутация человека, для которого нет ничего невозможного. В конце Первой мировой войны он создал «Американскую администрацию помощи» (American Relief Administration, в русском сокращении АРА), которая поставляла продовольствие в разоренные войной области Европы. При этом Гувер был ярым антисоветчиком; известно его высказывание «Большевизм — это хуже, чем война». США не признавали Советскую Россию, но когда в Америке раздались голоса против помощи красным, министр Гувер ответил: «Миллионы людей голодают. Независимо от политики им надо есть»

…Первые пароходы с продовольствием уплыли в Россию еще до подписания формальных соглашений с Советами. Понимая, с кем придется иметь дело, Гувер решил составить договор, изложив в нем порядок взаимодействия и обязанности сторон. Предложенный Кремлю контракт был выдержан в твердых тонах. 

1. Никакого вмешательства большевиков в работу APA не допускается. 

2. Распределяют продукты американцы с помощью русских сотрудников, отобранных американцами. 

3. Советские власти отвечают за перевозки внутри страны и предоставляют необходимые помещения. 

4. Одно из важнейших условий: выпустить из чекистских тюрем всех находящихся там граждан США. 

Ленин, узнав о требованиях Гувера, пришел в бешенство: «Подлость Америки, Гувера и Совета Лиги наций сугубая, — писал он в Политбюро. — Надо наказать Гувера, публично дать ему пощечины, чтобы весь мир видел, и Совету Лиги наций тоже». 

Но даже в ленинском окружении понимали, что другого выхода нет. Американский пароход «Феникс», груженый продовольствием, прибыл в Петроград 1 сентября 1921 года, а уже 6 сентября там же открылась первая в Советской России столовая, организованная АРА. В первые же недели сентября американские представители в Петрограде открыли 120 кухонь для 42 тысяч детей (!). Согласно правилам, установленным АРА, пищу в столовых могли получать дети в возрасте до 14 лет, прошедшие медицинское обследование (там, где это было возможно) и признанные голодающими. Каждый ребенок, прикрепленный к столовой АРА, должен был иметь специальную входную карточку (Admission Ticket), на которой делались пометки о посещении столовой. Горячий обед выдавался строго в определенное время. Порция должна была быть съедена в столовой, уносить ее домой не разрешалось. 

Ленин в бешенстве 

Гораздо хуже оказалось положение на местах. Посетив Оренбург, одна из групп Гувера докладывала: «Мертвые лежат на улицах города и на дорогах, ведущих в деревни, где они быстро становятся добычей собак и птиц. Больные и голодающие собираются в домах, а там нет никаких условий для ухода за ними». Герберт Гувер распорядился наращивать масштабы планирования и оказания помощи не только детям, но и взрослым. Кадровый офицер, полковник Уильям Хаскелл (William Haskell) возглавил штаб миссии АРА в Москве. В США началась кампания по сбору денежных средств, к тому же в Конгресс было направлено обращение о финансировании. 

Всё это происходило тогда, когда Соединенные Штаты сами страдали от внутренних неурядиц, переживая массовую безработицу: Гувер координировал помощь и американцам, оказавшимся без средств к существованию. 

События в России ставили американских добровольцев в тупик. Нарком иностранных дел Чичерин 23 октября 1921 года писал Ленину: «Американский миноносец, на котором ехали некоторые гуверовцы, был остановлен в море новороссийскими чекистами, которые произвели на нем обыск, и держались крайне грубо по отношению к американцам». Грузы с продовольствием застревали в портах и на железных дорогах, сгнивали и разворовывались. Бесконечные проволочки и бюрократические формальности затягивали получение помощи на местах, в то время как голод косил население в немыслимых количествах: согласно статистике, от истощения и вызванных им болезней умирали 15 тысяч человек в день… 

Как на самом деле относились в Кремле к деятельности АРА «разъяснял» информационный бюллетень НКИД РСФСР от 17 октября 1921 года: «…Поддерживает же американское [правительство] начинания Гувера, главным образом, с целью популяризации Америки в России, считая в то же время крупную буржуазную помощь голодающим своего рода агитацией против советского строя». 

Но в первое время большевики были вынуждены соблюдать договоренности с Гувером. К 10 декабря 1921 года продовольствие АРА получали: 

в Самарской губернии — 185625 детей, 

в Казанской — 157196, 

в Саратовской — 82100, 

в Симбирской — 6075, 

в Оренбургской — 7514, 

в Царицынской — 11000, 

в Московской — 22000, 

Итого — 565112 детей. То есть более полумиллиона голодающих детей! 

Прививки — происки дьявола 

…22 декабря Конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение 20 миллионов долларов для закупки продуктов у американских фермеров для России. Гуверу удалось убедить антисоветски настроенных консервативных законодателей: помогать можно, утверждал он, и без официального признания большевистского правительства. Поначалу американцы сталкивались с недружелюбным отношением на местах. Распространялись слухи, что иностранцы хотят скупить природные богатства России, к тому же были недовольны и требованием американцев провести поголовную вакцинацию. Люди шептались, что, мол, прививки — это происки дьявола, который таким способом решил наложить на русских американское клеймо (!). Наглядная агитация, объясняющая преимущества прививки, действия не возымела. Тогда американцы объявили, что пайки будут выдаваться только с отметкой о вакцинации, и в медпунктах началось столпотворение. 

Герберт Гувер создал из АРА организацию, работавшую как часы, причем, с минимальной бюрократией — сотрудники привыкли запросто обращаться к шефу, он, в свою очередь, принимал все решения и, если требовалось, выезжал на место. В Советской России такой подход был экзотикой. Кроме того, Гувер как член правительства не мог отправиться в страну, с которой Америка не поддерживала дипломатических отношений. Тогда он привлек на командные посты демобилизованных офицеров армии США. Цель — иметь на месте людей, привыкших брать ответственность на себя и быстро принимать решения. Однако присутствие военных вызывало подозрения чекистов и бдительных партийцев. Они считали, что, в случае необходимости, эти офицеры могли бы стать «инструкторами контрреволюционных восстаний». 

Для упорядочения работы органов ВЧК в отношении иностранных организаций в конце октября 1921 года был издан приказ «О чекобслуживании иностранцев», в котором отмечалось, что американцы из организации АРА проводят разведывательную деятельность на территории России. 

В общем, чекисты трудились в поте лица: пока американские офицеры спасали людей, они вели за ними наблюдение, их почтовая корреспонденция вскрывалась, а в АРА внедрялись «проверенные коммунисты». В записке начальника Осведомительного отдела ИНО ВЧК Залина от 26 января 1922 г. указывалось, что в результате «систематического наблюдения за деятельностью АРА» выявлены многочисленные факты «подрывной» деятельности американских сотрудников: «антисоветская агитация в беседах с крестьянами, уничтожение портретов Ленина и Троцкого в столовой» и т. д. 

Леонид СПИВАК 

story.ru

Окончание следует 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *