Посол Европейского Союза в Израиле отвечает на жесткие вопросы Дмитрия Дубова в передаче «Война и мир».
— Насколько реально, чтобы Израиль заменил Россию в качестве поставщика природного газа в Европу?
— Война в Украине привела к энергетическому кризису в Европе. До войны Россия являлась основным поставщиком топлива для Евросоюза. Именно Россия в одностороннем порядке приостановила поставки в ряд стран Европейского Союза, и это привело к необходимости быстро реагировать, чтобы обеспечить безопасность поставок энергоносителей и найти альтернативные источники газа и горючего. В июне состоялся визит в Израиль главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен. Во время ее визита был подписан меморандум между Израилем, Египтом и Европейским Союзом о поставках израильского газа в Европу. Мы очень благодарны Израилю за его готовность расширить добычу газа и обеспечить поставки в Европу. Это, конечно, будет не тот объем, чтобы заменить Россию. Но поставки израильского газа, энергетическое сотрудничество очень важны, потому что на основе израильской схемы мы строим модель сотрудничества и с другими поставщиками газа и нефти, которые станут альтернативой для российской нефти.
— Санкционное давление на Москву будет продолжаться?
— Да, будет продолжаться, пока все основные причины для ввода санкций не будут устранены. Санкции — не самоцель Евросоюза, они предназначены для того, чтобы напрямую воздействовать на способность кремлевского режима вести войну и продолжать агрессию.
— Если говорить о двустороннем сотрудничестве ЕС-Израиль. Недавно подписано соглашение о присоединении Израиля к европейской программе сотрудничества в области культуры — Creative Europe. Но почему израильские поселения в ней участвовать не могут?
— Израиль — участник не только программы Creative Europe. Израиль единственное государство мира, не входящее в блок, которое участвует во всех наших программах. Особо подчеркну программу научных исследований и инноваций Horizon Europe. В декабре прошлого года подписано соглашение, на основе которого израильское участие в совместных научных разработках будет расширено. Что касается израильских поселений на Западном берегу, то они не могут принимать участия в программах, поскольку считаются незаконными в соответствии с международным правом. Это принципиальное условие ЕС.
— Так же, как и Восточный Иерусалим. Недавно Евросоюз раскритиковал Израиль за увеличение строительства в Восточном Иерусалиме. Как эта критика влияет на отношения между Иерусалимом и Брюсселем?
— Критика звучит. Мы расходимся по некоторым вопросам. Наши главные расхождения касаются Ближневосточного мирного процесса. Обе стороны хотят урегулирования, но мы расходимся в вопросе, как дойти до урегулирования конфликта на Ближнем Востоке. Наши отношения развиваются положительно. Особенно я могу отметить развитие отношений за последний год-полтора. Израиль, как я уже говорил, является участником всех программ Европейского Союза. Недавно Совет министров иностранных дел стран-членов ЕС принял решение открыть дорогу для созыва Ассоциативного совета ЕС-Израиль. Он откроется осенью и даст возможность в том числе обсудить наши разногласия. Но я думаю, что нас связывает гораздо больше, чем разделяет.
— Неудобный вопрос. Евросоюзу комфортнее иметь дело с нынешними властями или с прежними? В последний год сотрудничество отличается от того каким оно было до смены правительства?
— Выбор правительства — это дело израильского народа, мы не вмешиваемся в этот вопрос. Мы будем работать с любым правительством, у которого есть желание развивать отношения с Европейским союзом. В последние год-полтора у нас была заметная активизация двусторонних отношений. Недавно состоялись визиты председателя Европейского парламента, президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен, комиссара, ответственного за расширение Европейского союза.
— Если говорить о разногласиях, наиболее острые из них связаны с попытками возобновить соглашение по иранской ядерной сделке СВПД. Почему Израилю не удается достучаться до вас, Евросоюза, и объяснить, что это плохое соглашение? Оно не может сдержать ядерные устремления Ирана. Достаточно посмотреть правде в глаза, чтобы понять, что уговорами ядерную проблему не решить.
— У нас одна и та же конечная цель — не допустить, чтобы Иран получил ядерное оружие. Мы считаем, что прочное, многостороннее соглашение — наилучший способ для достижения этой цели. Поэтому мы продолжаем поддерживать возобновление соглашения. При этом мы понимаем озабоченность Израиля, поскольку безопасность Израиля для нас представляет первостепенную важность. Евросоюз неоднократно заявлял об этом. Я бы еще добавил, что некоторые израильские эксперты считают, что нам всем лучше с соглашением, чем без него. Наверное, предложенная сделка не может снять всех опасений, которые связаны с иранской ядерной программой, но мы знаем, что пока действие соглашения было приостановлено, Иран продолжал развивать свой потенциал. Так что лучше дойти до новых договоренностей, которые позволят всем установить жесткий контроль над возможностью Ирана развивать свои ядерные возможности.
— Согласен. Но есть еще один побочный эффект. Отмена санкций означает, что у Ирана появятся деньги, которые он вложит не в улучшение благосостояния народа, которое его меньше всего волнует, а в приобретение оружия, укрепление шиитских милиций, усиление террористической организации «Хизбалла», расширение шиитского влияния… Соглашение позволяет Ирану оттянуть время, чтобы продвинуть свои программы.
— Отмена санкций — не прямое следствие подписанных соглашений. Потому и нужен контрольный механизм. Процесс отмены санкций не автоматический. Он находится в прямой зависимости от того, как Иран будет сотрудничать с мировым сообществом в рамках нового соглашения.
9tv.co.il