Пятые выборы и их отличие от четырех предыдущих

Фото: Vesty

В Кнессете все еще прилагают последние усилия, чтобы остановить обратный отсчет времени и сформировать альтернативное правительство, но, если в последнюю минуту не произойдет драматического сюрприза, на следующей неделе в Израиле будут назначены пятые выборы за три с половиной года.
Глядя на первые опросы, опубликованные на этой неделе, легко прийти к обескураживающему выводу: что было, то и будет. Блок Нетаниягу не набирает 61 место, а противостоящий блок не может сформировать правительство, не опираясь на РААМ или «Объединений список».
Снова идут разговоры о тупике и цитируется избитое высказывание Эйнштейна о том, что безумие — делать одно и то же снова и снова и ожидать другого результата. Что ж, не споря с гениальностью Эйнштейна, вот три причины, по которым пятые выборы все еще могут отличаться от четырех предыдущих.

Премьер-министром будет Яир Лапид

До сих пор во всех недавних кампаниях премьер-министром был Биньямин Нетаниягу, который знал, как правильно использовать бразды правления в своих руках в целях кампании. Начиная со «сделки века» по освобождению Наамы Иссахар и заканчивая «Соглашениями Авраама», «Ликуд» использовал усилия Нетаниягу в области политики и безопасности, чтобы обозначить его как политика «другой лиги».
На этот раз, похоже, Лапид займет кабинет премьер-министра и оттуда будет контролировать повестку дня. Впервые за 13 лет власть окажется в руках кого-то из левоцентристов, и это может иметь существенное значение. Он может изменить привычную для нас динамику в битвах внутри блока и затруднить кампании Бени Ганца и Мерав Михаэли. Одновременно он будет самим своим нахождением в кресле премьера стимулировать правый лагерь, который более решительно настроен вернуть себе власть. Как для «Ликуда», так и для ультраортодоксов пребывание Лапида в должности может стать полезным для максимизации явки на выборы. На посту премьер-министра у Лапида есть возможность проявить себя и достичь больших успехов — но также и большой риск. Ожидается, что предстоящая избирательная кампания будет особенно долгой — более четырех месяцев. Это срок, чреватый неизвестностью, а непредвиденные события имеют тенденцию внезапно менять всегда напряженную стратегическую реальность Израиля.
Значительная эскалация теневой войны против Ирана, вызов со стороны «Хизбаллы» или нарушение тишины вокруг Газы могут подвергнуть испытанию лидерство Лапида, и то, как он справится с кризисом, может возвысить его — или сокрушить — во время избирательной кампании. Против него, конечно же, будет стоять опытный и боевой соперник, и впервые за десятилетия действующий премьер-министр будет баллотироваться на выборах против бывшего премьер-министра. Для Нетаниягу, который известен как поклонник кампаний «мы или они», Лапид создает идеальную почву, и Лапид также будет использовать битву лицом к лицу с Нетаниягу, чтобы позиционировать себя как лидера своего блока. Поэтому не исключено, что на этот раз, в отличие от предыдущих четырех избирательных кампаний, два кандидата в премьеры проведут прямые дебаты.

Мансур Аббас и Ахмад Тиби разбудят арабское общество

Пятая избирательная кампания начнется через год, подобного которому не помнит израильская политика, его можно назвать «арабской весной». С одной стороны, председатель РААМ Мансур Аббас и его друзья присоединились к правительству Беннета — Лапида и научились быть частью коалиции, а с другой — Айман Уда и Ахмад Тиби сыграли решающую роль в ожесточенной борьбе оппозиции. Так арабские депутаты оказались в центре политической игры и принятия решений, чего никогда не было.
В предвыборной кампании Аббас попытается убедить избирателей в том, что правительство, возможно, пало, но попытка сотрудничать с сионистскими партиями не провалилась, в то время как «Объединенный список» попытается убедить в прямо противоположном, дискредитировать и уменьшить достижения РААМ в планах и бюджетах.
Ожидается, что конфронтация между двумя партиями вызовет интерес и может поставить перед арабской общественностью вопрос о выборах, имеющий стратегическое значение: за или против продолжения партнерства с сионистскими партиями со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Традиционно, в том числе в ходе четырех последних кампаний, явка избирателей в арабском секторе была значительно ниже, чем среди евреев, и на последних выборах упала до менее 50%. То есть это единственный электорат, не используемый максимально. Если политическое пробуждение прошлого года вернет арабов на избирательные участки, политическая карта после выборов может выглядеть совсем иначе.

Это может быть последним патроном в обойме Нетаниягу

С Лапидом на посту премьер-министра перед глазами и после года в оппозиции, далеко от удовольствий власти, «Ликуд» рассчитывает, что будет легче подтолкнуть избирателей на участки, а усиление популярности Нетаниягу принесет им желанные 61 мандат.
Биби действительно популярнее, чем когда-либо, но до сих пор ни в одном из опросов, даже самых оптимистичных, ему не удалось пересечь желанный порог, который позволил бы ему сформировать правительство после пятых выборов.
Некоторые из его людей опасаются, что, если Нетаниягу снова не наберет 61 мандат, это может привести к его политическому концу. Правда, этого не произошло после первых, вторых, третьих выборов и даже не в четвертый раз, после того как он потерял власть, и все же то, что было, не обязательно то, что будет.
Уже сейчас некоторые ультраортодоксальные фракции на переговорах за закрытыми дверями намекают, что в следующий раз они рассмотрят вопрос о роспуске блока в пользу другого правительства, а высокопоставленным кандидатам от «Ликуда», претендующим на наследство Нетаниягу, будет трудно смириться с очередным провалом, который лишит их власти. Возможно, в следующий раз они решат действовать. Поэтому среди прочего Нетаниягу в последние дни пытается искать способы избежать выборов. Он также знает, что они представляют огромный политический риск. Председатель «Еврейства Торы» Моше Гафни и министр внутренних дел Айелет Шакед участвовали в переговорах о формировании альтернативного правительства в нынешнем Кнессете с Бени Ганцем или Гидеоном Сааром или с обоими.
Пока не было зафиксировано ни одного успеха ни на одном из этих направлений, и преобладающая оценка состоит в том, что шансы на прорыв невелики. Если это так и роспуск Кнессета станет свершившимся фактом на следующей неделе, Нетаниягу также придется иметь дело с неизвестностью пятых выборов.

Таль ШАЛЕВ

«Детали»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *