США предлагали Москве хакеров, но она хотела киллера

После обмена баскетболистки Бриттни Грайнер на Виктора Бута американская пресса сообщила новые подробности тяжбы, которая предшествовала этой сделке. В частности, она поведала, что, пытаясь вызволить из российской колонии бывшего морпеха Пола Уилана, приговоренного к 16 годам за шпионаж, американцы предлагали отдать за него двух именитых хакеров – Романа Селезнева, сына видного думца Виталия Селезнева, и его менее известного коллегу Александра Винника.

Роман Селезнев. Фото: USAttorney’sOffice

Первый, арестованный в 2014 году на Мальдивах по американскому ордеру, отбывает 27-летний срок в США за хакерство, банковское мошенничество и хищение личных данных. По выкладкам прокуратуры, Селезнев нанес мелким бизнесам и банкам США ущерб более чем на 169 млн. долларов. Москва с самого начала называла его арест «похищением», а из его телефонных разговоров с батюшкой следовало, что они возлагали большие надежды на Дональда Трампа, возможно, наслушавшись баек о его сговоре с Кремлем. Трамп подвел, и Селезневы перенесли свои надежды на обмен, на который также рассчитывал Винник, арестованный в 2017 году в Греции тоже по американскому ордеру, но доехавший до Америки лишь в августе этого года, поскольку за ним стояла очередь.  Сперва греки выдали его во Францию, где один из парижских судов приговорил Винника к пяти годам. На него претендует и Россия, возбудившая против Винника дело о мошенничестве, но после отбытия срока он был экстрадирован в Калифорнию, причем 4 августа. В этот день Грайнер была приговорена в России к 9,5 годам. Такое совпадение, понятное дело, не могли не счесть магическим, и адвокаты Винника обратились к российским властям с предложением его на кого-нибудь выменять.

Американские власти поначалу надеялись получить за Бута и Грайнер, и Уилана. Москва, посадившая Уилана за шпионаж (который и он, и ЦРУ отрицают),  настаивала на том, чтобы получить за шпиона лишь другого шпиона. У американцев достойного русского шпиона сейчас в запасе нет, но он есть у немцев, и Россия потребовали, чтобы ей отдали именно его. Речь шла о Вадиме Красикове, который убил в 2019 году в берлинском парке Малый Тиргартен бывшего чеченского полевого командира, 40-летнего Зелимхана Хангошвили (Торнике Кавтарашвили), всадив в него с велосипеда три пули из своего «Глока». На следующий год киллера приговорили к пожизненному.

Американцы в неофициальном порядке прозондировали почву в Германии и, видимо, пришли к выводу, что немцы вряд ли пойдут им навстречу, потому что начали предлагать ФСБ другой куш – хакеров Винника и Селезнева.

Как и обмен Бута на Грайнер, такой вариант показался многим в администрации Байдена неадекватным. Особенно негодовали правоохранители. Хакеры работают за границей, выявить и выманить их сложно, а объяснить присяжным механику их промысла и добиться обвинительного вердикта тоже непросто. Правда, в прошлом году США отправили на родину киберпреступника Алексея Буркова, который был приговорен в революционном 2020 году к 9 годам тюрьмы за мошенничество с кредитными картами и управление киберкриминальным сетевым форумом. По выкладкам минюсти США, его проделки с кредитками обошлись американскому потребителю в 20 млн. долларов. И эта сумма, и 169 млн., инкриминируемые Селезневу, блекнут в сравнении с 9 млрд. преступных долларов, якобы отмытых через криптовалютную биржу ВТС-е, которую вменяют Виннику. Как утверждается в его обвинительном заключении, состоящем из 21 пункта, через эту биржу шли деньги, заработанные на взломе чужих компьютеров, их блокировке для выкупа, хищении личных данных и других киберпреступлениях. 

Как пишет «Вашингтон пост», адвокаты и родные Винника опасаются, что ему влепят чуть ли не полвека тюрьмы. Утешу их, что таких сроков за подобные преступления в США не дают.

Возврашаясь к Буркову, до сих пор неясно, почему его депортировали в Россию так далеко от конца срока. В марте несколько конгрессменов потребовали, чтобы советник Джо Байдена по нацбезопасности Джейк Салливан объяснил им, почему Буркова отправили на родину так рано, и получили ли США что-то взамен.

Петербуржец Бурков был арестован израильтянами в 2015 году. Москва долго пыталась препятстовать его экстрадиции в США и даже, как сообщают, арестовала израильтянку с тем, чтобы на него обменять. 

Буркова, тем не менее, этапировали в США, где он признался в управлении сайтом CardPlanet, на котором были проданы похищенные данные по более чем 150 тысячам похищенных кредиток, и создании сетевого сообщества DirectConnection, в котором состояли некоторые виднейшие российские хакеры.

Сообщают, что Бурков также руководил тайным киберкриминальным форумом Mazafaka. В свете вышесказанного правоохранители США считали Буркова своей знатной добычей и недоумевали, почему его отпустили столь рано. Что сообщил об этом конгрессменам Салливан, до сих пор неясно. В ходе торговли из-за Уилана США сами предложили отдать за него Селезнева и Винника, который все еще ждет в Калифорнии суда, а его адвокаты требуют, чтобы прокуратура форсировала предоставление им собранного на следствии компромата (т. н. discovery). Вопреки всем протестам против «похищения» хакеров и фальсификации их дел, Россия наотрез отказалась взять их взамен за Уилана и продолжала настаивать на киллере Красикове.

Эта неудача американской стороны была с облегчением встречена рядом здешних правоохранителей. «Не каждый день удается добиться осуждения и тюремного приговора, — заметил «Вашингтон пост» бывший сотрудник минюста при Обаме и Трампе Марк Реймонди. – Я уверен, что киберпрокуроры минюста рады, что они остались за решеткой».

С другой стороны, если американская сторона вызвалась зачислить российских хакеров в свой обменный фонд, то лед, очевидно, тронулся.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *