Иран и Израиль могут определить ближневосточную повестку дня Соединенных Штатов на ближайшие два года
В начале своего срока на посту президента Джо Байден торжественно объявил об «уходе» США с Ближнего Востока в связи с изменением приоритетов Вашингтона на международной арене. Однако в 2023 и в последующие годы Байдену, возможно, придется вернуться. Об этом пишут в Foreign Policy бывший аналитик госдепартамента США по Ближнему Востоку Аарон Дэвид Миллер и Стивен Саймон, аналитик Института ответственного государственного управления Куинси.
Главными внешнеполитическими приоритетами администрации остаются война России против Украины и растущее влияние Китая. Но Иран и Израиль (один — главный региональный противник Соединенных Штатов, другой — их ближайший союзник) могут определить повестку дня на ближайшие два года. С возвращением к власти премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу администрации Байдена придется иметь дело с самым крайне правым правительством в истории Израиля, которое, вероятно, вызовет серьезный рост, если не взрыв, напряженности по палестинскому вопросу и ядерной программе Ирана. Сам Нетаниягу, будучи не таким ультраправым, как другие члены его коалиции, возможно, предпочел бы обойтись без экстремистов в правительстве. Но именно в них он отчаянно нуждается для принятия законов, которые отсрочат, если не аннулируют, его текущий судебный процесс. «Нетаниягу будет делать все возможное, чтобы подавить или отклонить их наиболее вопиющие политические действия, но трудно представить, как он сможет полностью контролировать их, и легко увидеть, как вотчины, которые они создали на своих соответствующих правительственных постах, могут посеять хаос в отношениях с израильскими арабами, а также с палестинцами на Западном берегу и в Иерусалиме», — пишут Миллер и Саймон. В этой атмосфере любая провокация может вызвать более широкие волнения, которыми могут и будут пользоваться некоторые палестинские группы. Палестинская администрация потеряла способность, а возможно, и желание, контролировать эти беспорядки. И это только подтолкнет экстремистов как среди израильтян, так и среди палестинцев к участию в самовоспроизводящемся цикле насилия и терроризма. И скорее рано, чем поздно, все это станет проблемой Байдена. В зависимости от того, насколько серьезной станет ситуация, он, вероятно, будет вынужден либо защищать, либо критиковать Израиль перед лицом собственных законодателей и мирового сообщества. Не в политических интересах Байдена оказаться между республиканцами, которые будут требовать, чтобы он поддержал Израиль, и растущим числом прогрессистов в Демократической партии, которые хотят, чтобы он критиковал действия Израиля против палестинцев. Европейские союзники будут давить на него, чтобы он сдерживал Нетаниягу, как и страны, подписавшие «Авраамовы соглашения». И над всем этим будет висеть опасность серьезных беспорядков и насилия. В мае 2021 года ХАМАС воспользовался действиями Израиля в Иерусалиме, чтобы вызвать серьезную эскалацию конфликта с Израилем, которая продолжалась почти две недели и вынудила Байдена лично ходатайствовать перед Нетаниягу и Египтом о прекращении огня. В результате конфликта погибли, по меньшей мере, 256 палестинцев, в том числе 67 детей, и 13 израильтян, среди которых двое детей. Следующая конфронтация вполне может оказаться гораздо хуже. Возвращение Нетаниягу также может послужить усилению остроты иранской ядерной проблемы. Израиль, который больше всех теряет от перспективы вооруженного ядерным оружием Ирана, заметно нервничает из-за иранских запасов, которые он помог разблокировать, призывая бывшего президента США Дональда Трампа выйти из ядерной сделки. Начиная с лета прошлого года, тогдашний министр обороны Израиля Бени Ганц, тогдашний советник по национальной безопасности Израиля Эяль Хулата и глава «Моссада» Давид Барнеа ездили в Вашингтон, чтобы призвать администрацию Байдена составить план потенциальной атаки на Иран и провести очередной раунд совместных учений для оттачивания двусторонней координации. Когда Ганц готовился покинуть свой пост с приходом нового правительства, он сказал, что необходимость военного блокирования ядерной программы Ирана — это то, с чем согласны большинство израильтян, независимо от их партийной принадлежности. А в обращении к новым пилотам израильских ВВС он сказал, что для некоторых израильтян нападение на Иран — это их будущее. Официальные лица США воздерживаются от прогнозов, но никто из экспертов не оспаривает израильские утечки о более интенсивном американо-израильском планировании какого-то удара по Ирану. Вопрос в том, какого рода удар? Только у Соединенных Штатов есть возможность уничтожить находящиеся глубоко под землей центрифуги, не вводя наземные войска. Только у Соединенных Штатов есть самолеты, способные нести так называемые бункерные бомбы, базы на арабской стороне Персидского залива и воздушные силы морского базирования для проведения устойчивой скоординированной воздушной кампании по уничтожению иранской противовоздушной обороны, а также центров командования и управления, нанесения ударов по намеченным целям, возвращения для оценки ущерба, нанесенного бомбами, и продолжения возвращения до тех пор, пока не останется ничего, кроме обломков. Израиль, конечно, может присоединиться к этим планам, запуская ракеты со своих подводных лодок, присоединяясь к Соединенным Штатам в авиаударах, обмениваясь разведданными и осуществляя диверсии и убийства, которые могут затруднить ответные действия Ирана. Таким образом, в настоящее время мир сталкивается с Ираном, имеющим сильные стимулы для продолжения обогащения урана; его стратегическим региональным противником — Израилем, который заявил о своем намерении применить силу и продемонстрировал национальный консенсус в пользу ее применения; администрацией США, которая, несмотря на напряженные отношения с Израилем, ясно заявила о своей поддержке комбинированных операций против Ирана; и американскими вооруженными силами, способными уничтожить ядерную инфраструктуру Ирана. Все это означает, что регион вступает в новую фазу, чреватую риском.
Александра АППЕЛЬБЕРГ
Источник: Детали
mnenia.zahav.ru