Один мой сослуживец ещё в Израиле рассказывал, как во время Войны за независимость, будучи на Синае, замечал с египетской стороны «египтян» странно светлой наружности.
Он тогда начинал подавать им сигналы руками и кричать «Привет», но те почему-то общаться не желали и моментально, как тараканы, прятались в щель. Парой лет позже, уже во время Войны Судного дня, в израильский плен не раз попадали такие же, странно блондинистые лётчики, катапультировавшиеся из сбитых египетских самолётов. Потом их всех вернули, правда, почему-то вовсе не в Египет.
К чему это я? Да к тому, что горячая русско-израильская «дружба» имеет давние и прочные традиции, не ржавеющие с годами. На самом деле, история их ещё более давняя, ещё со времён образования еврейского государства, на которое товарищ Сталин возлагал большие надежды, видя его своим форпостом на Ближнем Востоке. Как известно, у него не сложилось, на что он чрезвычайно обиделся. До такой степени, что стал мстить не только Израилю, но и евреям вообще. Не сыграло ли именно это нежелание броситься в советские объятия свою роль в синхронно вспыхнувших антисемитских кампаниях в странах «лагеря мира и социализма», выразившихся в многочисленных процессах, прежде всего, над еврейскими политиками и общественно значимыми фигурами этих стран. Апофеозом, конечно, было советское «Дело врачей», но и «братья» по возможности не отставали. Вспомним, хотя бы, чешское «дело Сланского». Он был обидчив, этот корифей всех наук.
Апогея в отношениях кризис достиг 9 февраля 53-го, когда случился взрыв в советском посольстве в Тель-Авиве. Официально пытались обвинить подпольщиков из Малкут Исраэль, Израиль даже произвёл несколько арестов, но слишком уж явно торчали русские уши из этой провокации, а потому задержанные были вскоре амнистированы. СССР же попытался использовать ситуацию по полной, мгновенно разорвав дипотношения и добавив пару в и без того разнузданную антисемитскую пропаганду в стране. Советский Союз был на пороге своего варианта окончательного решения еврейского вопроса, обстановка более чем предпогромная. К предстоящей депортации готовились в том числе «стихийные» акции «народных мстителей», которые должны были пускать под откос поезда с депортируемыми.
Тогда у них не срослось. Корифей «склеил ласты». Отношения восстановили, но, как говорится, осадок остался. Причём у обоих. Так что, «дружба»эта обильно скреплена кровью. Еврейской кровью. И в 67-м, когда после Шестидневной войны кремлёвские серьёзно планировали ядерный удар по Тель-Авиву и Хайфе.
И в 73-м, и в Первую ливанскую, когда того же моего приятеля, призванного снова в армию, попросили послушать радиопереговоры противника, которые «почему-то» были по-русски. Он и услышал: «Хлопцы, тикаем, жиды идут». Что ж, хлопцы таки тикали.
К чему я веду? К тому, что такая «дружба» действительно заржаветь не может, а по сей причине стоит повнимательнее взглянуть на нынешние взаимоотношения России и еврейского государства. Особенно, в свете последних событий, как в мире, так и непосредственно у израильских границ. Просто, по той причине, что по всем признакам пришло время определиться, ибо, не желая чётко высказать свою позицию, Израиль рискует остаться в весьма неприятном одиночестве. Его молчание или же невнятное, примирительное бормотание его лидеров ставит страну в более чем двусмысленное положение.
Предыдущее правительство с Биби во главе тоже старалось поддерживать добрые отношения, как с Россией, так и с Белоруссией. Тогда это вызывало просто неприятные чувства, в частности наблюдая израильского премьера с ленточкой на груди, во время его московского визита.
Нас старались убедить в резонности подобного поведения по ряду причин, роде ситуации в Сирии, где ЦАХАЛ должен координировать свои действия с «непобедимой и легендарной».
Так же, как говорили, Израиль традиционно старается не обострять отношения ни с какими режимами, включая самые одиозные, из опасения за судьбу тамошних еврейских общин. Как показало время, обе эти причины не выдерживают критики.
Говорят, что в личном плане Путин не антисемит, некоторые, вообще, называют его юдофилом. Ну и что? Когда (и если) там, за поребриком, запахнет жареным, и надо будет найти виноватых, как вы думаете, кого назначат таковыми? И ничего личного — просто вопрос спасения собственной задницы.
Но дело не только и не столько в этом. Имперские интересы «отечества добра», борьба за столь любезные их сердцу сферы влияния коренным образом расходятся с интересами еврейского государства. Даже, не говоря о традиционно антиизраильской позиции русских в ООН, непосредственные отношения сторон в соседней Сирии становятся всё более напряжёнными и вовсе не по вине Израиля.
Отношение России весьма ярко проявились в истории со сбитым сирийскими ПВО злосчастным самолётом, когда Израиль оказался крайним. Кто виноват, что Ваня разбил окно? Изя виноват — когда Ваня кинул в него камень, Изя пригнулся. Самое «приятное» — кто был в первых рядах осудивших израильского агрессора? Придворные евреи — Соловьёв и Сатановский. Дальше больше — недавний показательный пролёт русских и сирийских самолётов вдоль израильской границы и совсем свежее выступление русского посла в Сирии с гневным осуждением израильских военных акций. Вы серьёзно думаете, что это была его личная инициатива? Просто трезво взгляните на последние события и сигналы, которые транслирует Кремль. Им явно надоели израильские действия и попытки защитить свои границы — от иранских происков в том числе. Того Ирана, отношения с которым у России крепнут день ото дня. До такой степени, что действия Израиля против Ирана начинают их раздражать.
Мы, не сомневаюсь, в свете нынешнего противостояния России и Запада, будем наблюдать дальнейшую консолидацию стран-изгоев, где русско-иранский союз будет играть одну из ведущих ролей. Особенно на фоне обречённых на провал переговоров по ядерной программе Тегерана. Кроме того, не забываем об извечной любви Москвы половить рыбку в мутной воде, особенно на Ближнем Востоке, где мир им просто не нужен — слишком уж многие интересы пересеклись на этом клочке земли.
Что же касается беспокойства об оставшихся там евреях, то, уж простите, спасение утопающих — дело сами знаете кого. Сколько можно подтирать сопли тем, кто этого даже не хочет? Подтирать за счёт своих собственных интересов и даже собственной безопасности. Кстати, как насчёт еврейской общины Украины? О ней кто-нибудь беспокоится? А ведь опасность, по всему, угрожает именно ей и исходит именно от той страны, с которой, со странным упрямством, все последние правительства Израиля избегают портить отношения, даже не считаясь с риском потери лица и самоуважения.
У Израиля, увы, оказалась короткая память. Его лидеры стараются забыть всё то, о чём я рассказывал выше. Оно, вроде бы, и понятно — желание начать отношения с чистого листа. Вопрос — насколько он чист. Во всяком случае, не настолько, чтобы не называть вещи своими именами, опасаясь назвать агрессора таковым.
Именно так повёл себя Яир Лапид со своим стыдливым «российско-украинским конфликтом». Ну, право же, как тогда насчёт «Шестидневного конфликта» или, например, «конфликта Судного дня»? Неприятно? Не спорю. Так же, как и Украине, в те самые дни, когда вражеская армия концентрируется у границ страны, а на украинских аэродромах, как и в Израиле в 73-м, приземляется транспорт с оружием. Так что, прав украинский посол, трижды прав, когда указал Лапиду на его, мягко говоря, неоднозначное определение ситуации. Снова, нежелание сердить «друга».
А может быть, всё-таки, хватит?. Пусть политика — и грязное дело, но и здесь есть предел, когда нежелание стать в ряды тех, кто противостоит злу, становится элементарно непорядочным. Да и старые раны, память о «дружбе, скреплённой еврейской кровью», не должны позволить забыть. Честно взглянуть правде и фактам в глаза и сказать себе: «Что-то наш роман затянулся». Я уж не говорю о том, что он давно себя исчерпал. Надо, в конце концов, хоть немного себя уважать.
Игорь ЧЕРНИХОВСКИЙ, evreimir.com