Имеющий уши да услышит

Фото: Пресс-служба ЦАХАЛа | idf.il

Автор: Давид ШАРП

Международные конференции, проводимые Институтом исследований в сфере национальной безопасности (INSS) при Тель-Авивском университете, традиционно привлекают пристальное внимание в Израиле и за рубежом благодаря составу участников и тому, что говорится с трибуны.

В духе этих дней 14-я по счету конференция INSS проходила в режиме видео. Среди прочих выступил начальник генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави, и именно его почти часовая речь вызвала особенный интерес. Насколько позволяет формат, я приведу ряд его утверждений, сопроводив некоторыми комментариями. Но для начала напомню о фоне, на котором прозвучало выступление Кохави.

Госбюджет на 2021 год не принят, а значит, не принят бюджет минобороны и, соответственно ЦАХАЛа. В 2020 году армия жила по бюджету 2019-го, выпросив «добавку» в размере примерно 2.5 млрд шекелей. Пока не будет сформировано правительство и принят бюджет на нынешний год, закон обязывает министерство обороны управляться в рамках прошлогоднего бюджета, в нашем случае фактически позапрошлогоднего. Между тем, в армии и в политическом руководстве существует консенсус: военным необходимы дополнительные, в сравнении с бюджетом 2019-го, ассигнования. Называется сумма в 4 млрд шекелей. В свете того что премьер Нетаниягу и министр обороны Ганц в кои-то веки согласны друг с другом, можно предположить, что данная сумма будет выделена. Однако это еще не все: согласно ряду источников, Авив Кохави хочет получить еще около 3 млрд шекелей — планирует вложить эти средства в подготовку операции по нейтрализации иранской ядерной программы на фоне возможного «рывка к бомбе».

Не секрет, что в первой трети 2010-х годов Биньямин Нетаниягу и министр обороны в его правительстве Эхуд Барак были близки к решению об атаке Ирана. Высокопоставленные израильские источники даже называли сумму, потраченную в то время на подготовку операции: 14 млрд шекелей. В преддверии и, тем более, после подписания «ядерной сделки» (СВПД) в 2015 году подготовка к атаке иранских объектов перестала быть первым пунктом повестки дня. Ресурсы были перераспределены на развитие сухопутных сил. И вот теперь, когда Иран вводит в эксплуатацию тысячи новых центрифуг по обогащению урана, а администрация Джо Байдена высказывает намерение вернуться к СВПД, в Иерусалиме и командовании ЦАХАЛа решили, что следует иметь реальную эффективную опцию затормозить иранскую ядерную программу. Согласно информации, озвучиваемой в последние дни армейскими источниками, соответствующие указания Авив Кохави отдал еще весной. Исходил он из того, что даже без связи с результатами предстоящих президентских выборов в США Иран слишком продвинулся в реализации программы, и это следует иметь в виду.

На что могут уйти дополнительные миллиарды? Достаточно очевидным кажется предположение, что речь идет о высокоточных боеприпасах, которые понадобятся для атаки, а также об усилении средств ПВО и ПРО. Среди прочего, о закупке дополнительных перехватчиков ракет противника, в том числе комплекса «Железный купол», ведь в случае атаки Ирана Израилю с большой долей вероятности придется иметь дело с «Хизбаллой», а возможно, и с террористами Газы. Что касается «ядерной сделки», на конференции INSS начальник генштаба был предельно конкретен: «Возвращение к ней или чему-то близкому — это плохо». США в контексте упомянуты не были, но подразумевались именно они.

Кстати, выступившие после Кохави министры иностранных дел ОАЭ и Бахрейна особо подчеркнули, что государства — противники Ирана должны вести с Вашингтоном диалог по вопросу требований к Тегерану единым фронтом (разумеется, вместе с Израилем), дабы увеличить шанс на то, что новая американская администрация прислушается к слаженному хору. По словам Кохави, ЦАХАЛ на постоянной основе действует на шести направлениях и в шести измерениях. В первом случае речь идет о Ливане, Сирии, Газе, Иудее с Самарией, Иране — и «еще одном направлении». Что подразумевал Кохави, можно лишь догадываться. Однако в его речи прозвучало, что Израиль очень интересует ситуация в Ираке, который превратился в арену иранских действий, в том числе в качестве транзита для переправки оружия в Сирию. Вероятно, в это не конкретизированное направление входят и иные географические зоны. Например, в прошлом иностранные источники неоднократно сообщали, что ЦАХАЛ с согласия Египта наносил удары по боевикам синайского филиала ИГ. Кроме того, сегодня все больше говорится об угрозе со стороны йеменских хуситов, теоретически способных атаковать Израиль посредством иранских дальнобойных крылатых ракет или БПЛА. Именно в связи с этим было усилено ПВО Эйлата.

Что касается измерений, то Кохави перечислил все шесть. Традиционные — в воздухе, на земле и на море — дополнены психологической войной, действиями в киберпространстве (где Израиль особенно активен) и тем, что в ЦАХАЛе принято называть «спектром», то есть радиоэлектронной борьбой.

Приводя примеры оперативной деятельности армии в декабре 2020 года, глава генштаба упомянул и некую «операцию коммандос необязательно в стране первого круга». В качестве пояснения: к первому кругу относятся приграничные государства и сектор Газы; ко второму — следующие за ним географически, например Ирак; к третьему — Иран. Что касается словосочетания «операция коммандос», то если Авив Кохави имел в виду более или менее классическое определение, то речь должна идти не о бесшумной разведывательной акции подразделений специального назначения, а о силовой. В общем, высказывание очень любопытное, но о его смысле можно только гадать.

По словам начальника генштаба, в 2020 году стратегическое положение Израиля улучшилось, а сам год выдался на редкость спокойным. Последнее он приписывает действиям ЦАХАЛа (поражено свыше 500 целей в рамках так называемых «операций между войнами» — ивритская аббревиатура МАБАМ) и других структур безопасности. От себя добавлю, что большую роль здесь сыграла эпидемии коронавируса. Особенно это касается террористов Газы, которых «корона» вынудила к относительному бездействию в сравнении с двумя предыдущими годами. Авив Кохави придерживается иного мнения: ХАМАС усмирен благодаря стратегии кнута и пряника: болезненные удары по нему и «Исламскому джихаду» (в этом контексте глава генштаба особо отметил операцию «Черный пояс», когда в ноябре 2019-го был ликвидирован наиболее влиятельный командир ИД в секторе Баха Абу эль-Ата и еще 25 боевиков организации) сочетаются с экономическими и финансовыми стимулами. Кстати, Авив Кохави подчеркнул, что у всех экономических и прочих поблажек для сектора есть непреодолимая планка — она существует до тех пор, пока ХАМАС не вернет в Израиль тела погибших солдат и граждан, удерживаемых в Газе в качестве заложников. В связи с этим начальник генштаба специально обратился к жителям сектора, высказавшись в том духе, что, если бы не руководство ХАМАСА, они могли бы жить значительно лучше.

Немало было сказано о благотворности союзов. По словам Кохави, отношения с США Израилю особенно важны и близки буквально на всех уровнях. Все теснее становятся и связи с Египтом и Иорданией. Глава генштаба говорил о поддержании контактов с Россией и даже оперативной координации с ней, добавив, что подобная ситуация — дело отнюдь не само собой разумеющееся.

Продолжая тему союзов, Кохави говорил о цепи «Греция — Кипр — Египет — Иордания — страны Персидского залива», внутри которой находится Израиль. Он подчеркнул, что Иран видит в этой цепи, как и во всем процессе нормализации отношений Израиля с рядом стран арабского мира, существенную угрозу для себя.

Часть выступления Авив Кохави посвятил возможной войне. Он подчеркнул, что Израилю в этом случае будет очень непросто, поскольку на наши головы обрушится град ракет. Вместе с тем он заявил, что военные цели врага будут подвергаться массированным ударам, даже если они размещены в жилых кварталах (посыл, в первую очередь, «Хизбалле»). По сути, он открыто предупредил жителей домов, находящихся поблизости от складов оружия и ракетных установок: мол, смените место жительства или пеняйте на себя.

Среди важнейших приоритетов армии Кохави назвал пополнение банка целей, дабы в «день Х» нанести по противнику сокрушительный удар. По его словам, процесс расширения банка идет намного успешнее, чем прежде, во многом благодаря специально созданному «Директорату целей», в котором служат 250 человек.

Начальник генштаба особенно подчеркнул, что от ядерной программы Ирана исходит более чем существенная угроза, поэтому ЦАХАЛ обязан быть готов к ее нейтрализации. Что же касается решения о проведении операции, то это прерогатива политического руководства. Кохави повторил тезис, согласно которому Иран — не исключительно израильская, а мировая проблема. Абсолютно верно, но есть существенный нюанс: международная общественность этого пока до конца не поняла. И значение данный тезис имеет только для осознавших. Окажется ли в их числе администрация Джо Байдена — ключевой вопрос в сегодняшней ближневосточной политике США. В противном случае силовая израильская опция с большой долей вероятности начнет приобретать реальные очертания.

«Новости недели»

isrageo.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *