История не повторяется, а рифмуется

Автор: Александр ГРАНТ

В общем, Джо Байдену будет чем заняться за рубежом, хотя он, как сообщил тот же русский голос Америки, «также стеснён напряженной внутриполитической ситуацией в преддверии ноябрьских промежуточных выборов, которые могут привести к тому, что республиканцы вернут себе контроль над Конгрессом на последующие два года». Но вернёмся в отель-замок Элмау в баварских Альпах, где в повестку дня «Большой семерки» неожиданно вклинилось решение Верховного суда США объявить аборты не делом федеральной власти. Участников саммита, за исключением, пожалуй, только Японии, это решение возмутило, да и сам Байден перед отлетом назвал его «трагической ошибкой», но как наш президент ни увиливал от ответов репортерам на эту тему, она осталась черным пятном на его павлиньем хвосте. Британский премьер Джонсон добавил, что это «большой шаг назад», его канадский коллега Трюдо заявил, что «ни правительство, ни политики, ни вообще мужчины не должны говорить женщинам, что им делать или не делать со своим телом». Допускаю, что под словами «men» и «women» Трюдо имел в виду вообще людей, но прозвучало этот именно так. Да и что с него, канадца, возьмешь? Премьер-министр Франции Эмманюэль Макрон выразился четче, назвав аборты «фундаментальным правом всех женщин» и выразив солидарность с «жещинами, свободы которых были попраны Верховным судом Соединенных Штатов». 

Получалось, вроде бы, политически некрасиво и походило, что Америку, а в ее лице президента Байдена, начинают ругать, но наш не дал в обиду ни себя, ни свою страну и заявил коллегам, что центральные темы — это продолжение помощи воюющей Украине, несмотря на собственные тяготы. «Путин с самого начала рассчитывал, что НАТО и G-7 каким-то образом расколются, сказал он Олафу Шольцу, — но этого нет, и не будет». В остальном всё в баварских Альпах шло в ёлочку, и во вторник до замка Элмау долетело известие, что российская ракета KH-22, способная нести боеголовку весом до тонны (2240 фунтов), попала в здание супермаркета в украинском городе Кременчуг, убив предположительно 18 и ранив минимум 50 человек при полусотне еще не найденных. «Количество жертв невозможно даже вообразить, — отозвался на это президент Зеленский. — Никакой угрозы для российской армии. Никакой стратегической ценности». Позже он развил эту тему в обращении к лидерам G-7, которых призвал увеличить помощь его стране оружием, способным не только защищать, а нападать и побеждать, то есть быть «партнерами, а не наблюдателями». Удар ракетой по магазину в Кременчуге президент Украины смело назвал «одним из самых дерзких атак террористов в истории Европы», а Россию «крупнейшей террористической организацией в мире». Лидеры «Большой семерки» выслушали это благосклонно и в совместном заявлении назвали удар по супермаркету в Кременчуге «отвратительным», отметив, что «нападения без выбора целей на мирных граждан — это военное преступление». Ранее Байден назвал российские бомбежки в Украине «варварством», но тогда «семерка» перешучивалась, особенно когда Борис Джонсон предложил коллегам снять пиджаки, чтобы «показать, что мы сильнее Путина», а Трюдо добавил, что для этого хорошо бы раздеться по пояс и проскакать на коне, напомнив про знаменитое фото Путина в Южной Сибири в августе 2009 года. 

Стивен Хэйвард, профессор Института исследований работы правительства (Institute of Governmental Studies) при Университете штата Калифорния в Беркли, напомнил приписываемую Марку Твену фразу, что «история не повторяется, а рифмуется», и привел ее рядом с подлинной мудростью американского философа и писателя испанского происхождения Джорджа Сантаяны, что «те, кто не могут помнить прошлое, обречены повторять его». В газете The New York Post 29 июня Хэйвард написал, что минувший саммит G-7 в Германии можно сравнить с тем, который проходил в Японии в 1979 году, когда миру тоже грозили энергетический кризис и инфляция, но, несмотря на 43 года разницы, наши президенты Джимми Картер тогда и Джо Байден сейчас вели себя схоже. Тогда и сейчас «семерка» пыталась создать картель покупателей нефти, чтобы ограничить ее импорт, хотя цели были разные. В 1979 году предполагалось ограничить импорт ближневосточной нефти, что сразу не получилось, а в 2022 предполагается поступить так же с российской нефтью, при этом предлагая Ближнему Востоку во главе с Саудовской Аравией увеличить экспорт нефти Западу. 

43 года назад в Японии члены «семерки» не благоволили президенту Картеру, а в 2022 в Баварии 44-летний французский президент Макрон пытался образумить старину Байдена, который, похоже, собирался повторить ошибку Картера. Накануне визита нашего президента в Саудовскую Аравию Макрон разъяснил ему, что саудовцы и другие нефтедобытчики Персидского залива производят почти максимум своих возможностей и при всем желании вряд ли помогут Байдену. Фактически Макрон был прав, оставляя президента США перед не милым ему выбором не гнаться за чужой нефтью, а добывать свою, которой у нас хватит и на себя, и для других. «Несомненно, Байден искренен в желании сплотить G-7 в ужесточении санкций и бойкота российской энергетики, — написал Стивен Хэйвард, — но он забывает, что Европа при этом рискует навредить свое экономике чуть ли не больше, чем российской. Здесь можно добавить, что и наша экономика при этом не процветает, но тут дедушка Байден непреклонен в желании наказать путинскую Россию ценой, за которой мы не постоим.

Другую параллель саммитов G-7 1979 и 2022 года Хэйвард видит в том, что и тогда, и сейчас у Саудовской Аравии были причины обижаться на Соединённые Штаты — при Картере за то, что Америка проморгала Иран, где к власти пришли радикальные исламисты Хомейни, а при Байдене — за то, что Америка заигрывает с теми же иранскими радикалами, давая им шанс создания ядерного оружия. 97-летнего Джеймса Эрла Картера заслуженно считают одним из самых слабых президентов США нашей новейшей истории, но в таком случае и 79-летний Джозеф Робинетт Байден не сильнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *