В среду, 22 марта, из подмосковного аэропорта Внуково, который считается «правительственным», вылетели два китайских лайнера, которые провожали с особым почетом. После трёхдневного официального визита из Российской Федерации отбыл председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, которого, в лучших традициях былой советско-китайской дружбы, встретили и проводили с почетным караулом под гимны двух стран. Напомню, что гимн РФ начинается словами «Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна», а гимн КНР -словами «Вставай, кто рабом стать не желает! Из своей плоти Великую стену поставим!» Это была первая заграничная поездка Си после недавнего переизбрания главой КНР на третий срок, а в связи с последними событиями в мире и, прежде всего, войной в Украине, ей придавали особое значение. Как отметила газета The Washington Post, «за последние годы два лидера встречались более 40 раз, все лучше узнавая друг друга, и теперь используют обращение ‘дорогой друг’». Как заявил в ту же среду Первому каналу российского ТВ заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, он рад, если «Запад в бешенстве из-за переговоров России и Китая».
За два дня в Москве 69-летний председатель Си провел с 70-летним президентом Путиным в общей сложности более 10 часов за беседами и переговорами. В понедельник это была неформальная встреча и ужин, а во вторник — официальные переговоры, на которых Си Цзиньпин заявил, что подход Китая к положению в Украине «объективный» и «беспристрастный». Путин одобрил мирный план, предложенный его китайским «дорогим другом» в феврале, отметив, что у Украины и Запада нет «готовности» к мирным переговорам.
После переговоров в Кремле, которые продолжались три часа, поступило сообщение, что Си и Путин подписали 14 документов и два совместных заявления — об «углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия РФ и Китая» и о плане «развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года». На итоговой пресс-конференции в среду стало понятно, что никаких договоренностей о прекращении войны в Украине не достигнуто — или они есть, но вслух о них лучше не говорить. Уже упомянутая Washington Post написала, что Си и Путин «направили Западу мощный сигнал о своей решимости противостоять глобальному доминированию США», а наша New York Times, что, «в отличие от прошлогоднего саммита, когда Си Цзиньпин поддержал Путина в противостоянии дальнейшему расширению НАТО, а Путин поддержал сопротивление Китая созданию США военных альянсов в Азии, их совместное выступление во вторник дало ощущение, что лидеры сконцентрировались на экономической сфере».
Лондонская The Guardian считает, что визит в Москву китайского лидера «высветил его укрепляющиеся отношения с московским коллегой», а парижская Le Monde, написала, что «сразу по прибытии в Москву председатель КНР Си Цзиньпин продолжил критиковать США за их вмешательство во внутренние дела других стран». По мнению израильской Yedioth Ahronoth, поездка Си Цзиньпина в Москву «свидетельствует о продолжающемся укреплении отношений между Москвой и Пекином».
В 1949 году в разгар советско-китайской дружбы поэт Михаил Вершинин написал, а композитор Вано Мурадели помог озвучить песню «Москва-Пекин» со словами «русский с китайцем — братья навек» и «Сталин и Мао слушают нас». Песня эта претерпевала необходимые изменения и в итоге была забыта, чтобы вспомнить о ней почти через 75 лет, когда обе страны уже другие, но их снова роднит антиамериканизм. «Помимо обсуждения ‘мирного плана’ Си войны в Украине, — написал в среду бывший посол США в ООН Джон Болтон в газете The New York Post, — московская встреча кристаллизует антизападную ось ХХI века». Это забытая во второй половине ХХ веке ось «Москва-Пекин», и Болтон напоминает о статье Путина для пекинского официоза «Жэньминь Жибао», которая появилась там 20 марта, в день прилета председателя Си в Москву. Путин написал, что российско-китайские отношения «сегодня практически представляют краеугольный камень региональной и даже глобальной стабильности», а в ответ его «дорогой друг» уже в Москве выразил Путину «глубокую признательность» и добавил, что дружба их стран «крепнет изо дня в день».
В Киеве, а надо полагать, еще больше в Вашингтоне, продолжает 74-летний Болтон, который до назначения в ООН при президенте Трампе был советником президента Буша-младшего по национальной безопасности, этой дружбе совсем не рады, но открыто ссориться с Китаем никто не хочет. И все 13 месяцев войны, которую развязал Путин, на Западе подчёркивается, что Китай, конечно, неправ, но как бы обособляется от России и не так уж и помогает ей. Это Болтон считает либо опасным заблуждениям, либо намеренным лицемерием. Кто бы ни победил в этой войне, написал он, выиграет в ней больше всего Китай. Если полным или частичным победителем станет Россия, то вот он, ее верный союзник и друг, который помог Москве справиться с украинским сопротивлением, несмотря на помощь США и «коллективного Запада», границы которого открылись для новых российских агрессий. Миром будет править новая Евразийская Ось, а владыками мира станут Пекин на пару с Москвой. Если победит Украина, то Россия будет еще сильнее опираться на Китай, как на свою единственную надежду, что опять же очень даже устроит председателя Си, и ось «Москва-Пекин» утратит приставку «евро», но останется азиатской осью, в которой, правда, большие нелады из-за Тайваня.
Материковый Китай давно зарится на этот остров, считая его своей исконной территорий, совсем как Россия Крым, а США и «коллективный Индо-Тихоокеань» от Японии до Австралии, сколачивают новую ось обороны от китайской агрессии. Миру грозит передел сфер влияния, и Россия с Китаем, как постоянные члены Совета безопасности ООН, пользуются своим правом вето, а недавняя инициатива Пекина стать посредником по налаживанию отношений между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией выводит КНР на новый уровень «решальщика» глобальных проблем. Можно, предлагает Джон Болтон, также отметить, что председатель Си прилетел в Москву через три дня после выдачи ордера на арест Путина Международным уголовным судом в Гааге, как бы подчёркивая отношение Пекина к установленному ООН международному правопорядку. Ни РФ, ни КНР этот суд не признают, и в китайском МИДе заявили о необходимости «уважать по международному закону юрисдикцию иммунитета главы государства», а Путин, словно издеваясь на этим ордером, слетал в Украину, правда, в ее оккупированные его войсками районы, которые теперь тоже Россия, чего Украина, США и коллективный Запад не признают. Правда, США также не признают Международный уголовный суд, и опять во всех возможных исходах белым и пушистым остается Пекин с его Евразийской Осью. Белым в черную крапинку, как и положено медведю-панде.
Александр ГРАНТ