Кто помнит, тот не забудет эпизод из экранизации мюзикла «Чикаго» с Ричардом Гиром, Рене Зеллвегер и Кэтрин Зета-Джонс в главных ролях. Сидящая в тюрьме за убийство любовника Рокси Харт с помощью своего адвоката Билли Флинна до суда становится знаменитостью, о ней пишут газеты, ее осаждают репортеры, ей симпатизирует начальница тюрьмы (ее играет Куин Латифа). И вдруг на гребне ее славы в Нью-Йорке другая женщина классом повыше, Рокси, убивает мужа, и мгновенно внимание переключается на нее. Это, конечно, входит в определение, что новости живут один день, но их можно, а иногда нужно подогревать. В наши тревожные дни подогрев становится все больше политически мотивированным. Не беру примером войну в Украине, как немеркнущую сенсацию века, а остановлюсь на личности нашего 46-го президента, имиджу которого не дают угаснуть, что наездами справа, что панегириками слева. В ответ на что 82-летний Байден бубнит свое и намерен баллотироваться в 2024 году на второй срок, хотя официально об этом еще не заявил. Обвинений в несоответствии занимаемой должности президента не счесть, а как главнокомандующего Байдена обвиняют в поспешном выводе наших военных из Афганистана и ряде других «нерешительностей», не подобающих воеводе ядерной сверхдержавы. В последнем случае про его нерешительность заговорили за то, что через территорию Соединенных Штатов с севера на юг за неделю, с 28 января по 4 февраля, ветром пронесло гигантский китайский аэростат с пока неуточнённой начинкой, который в итоге сбили над Атлантикой в 12 милях от берегов Южной Каролины.
За три дня над США и соседней Канадой наши истребители сбили ракетами еще три НЛО, признанных воздушными шарами земного происхождения меньших размеров, чем китайский, и с не уточненными подвесками. Но при этом постоянно подчеркивалось, что это было сделано под контролем и по приказу Байдена. Как написал на днях консервативный обозреватель Рич Лури, «похоже, что инцидент с китайским шаром-шпионом быстро превратили из угрозы национальный безопасности в национальный фарс, и мы позволяем китайскому разведывательному аэростату перелететь Соединенные Штаты, а в ответ посылаем истребители всякий раз, когда девочка на своем дне рождения выпускает в небо воздушный шарик». Не слишком, конечно, удачное сравнение, хотя перу, в отличие от сердца, можно и приказать (я имею в виду цензуру не власти, а объективности).
Но вернемся к Байдену, имиджу которого не дают угаснуть, хотя в перспективе выборов 2024 года он выглядит не лучшим образом. «Похоже, что ему не стать кандидатом Демократической партии, — написала в среду газета The New Yok Post, — но также похоже, что он намерен заставить свою партию понервничать до того как они примут решение». Написали это два демократа — Марк Пенн, который с 1995 по 2008 год был советником супругов Клинтон, и Эндрю Стайн, возглавлявший горсовет Нью-Йорка с 1986 по 1994 год. Опираясь на данные последнего опроса (AP-NORC), они пишут, что только 12% демократов видят в Байдене лидера своей партии. Пока ему разрешалось уходить от ответов прессе на самые серьезные темы, и Байден почти не давал интервью, а держался на плаву только благодаря межпартийному расколу, когда полстраны была безоговорочно за него, как за демократа, а точнее, как не за республиканца, причем, не любого, а Трампа. В их глазах Байдена за первые два года президентства не могли свалить ни преступность, ни нелегалы с южной границы, ни инфляция, ни цены на бензин и еду, в чем он на своем голубом глазу обвинял администрацию Трампа. На первых порах президенту Байдену сходили с рук даже секретные документы, которые оказались в его вашингтонском мозговом центре Penn Biden Center for Diplomacy and Global Engagement, в его доме в Делавэре и его гараже там же. Это были документы восьми лет его вице-президентства при Бараке Обаме, известно об этом стало за неделю до промежуточных выборов 2022 года, а общеизвестно только после выборов. Повторяю, молчали об этом, пока могли, но это шило оказалось слишком острым и прокололо мешок, скрывавший подобные штучки Джо Байдена, вроде 1988 года, когда ему пришлось выйти из борьбы за Белый дом за то, что он списал свою речь у лидера британских лейбористов Нила Киннока. Когда ему пришлось объясниться по поводу секретных документов в гараже, ответы 80-летнего президента США звучали нелепее слов малыша из детского сада. И, тем не менее, спрашивают себя, нас и ответственных за это лиц авторы статьи в Post: «Кто именно нашел эти документы? Что это за документы? Связаны ли они с интересами Хантера Байдена? Почему эту информацию держали в тайне до сообщения репортера? Кто еще получил доступ к этим документам? Почему вообще вице-президент хранил эти документы?» Ответов ни на один из этих вопросов пока нет, хотя расследовать назначен специальный прокурор. Историю с лаптопом Хантера Байдена признали реальной почти все СМИ, а в итоге — и он сам. Этим занимается федеральная прокуратура, но совершал ли Хантер Байден указанные там данные о сокрытии доходов от налогов и лжи в заявлении на лицензию пистолета? И лгал ли его отец-президент, что никогда не говорил с сыном о его бизнесе? И кого назвали «большим парнем» при дележке прибылей? И была ли там доля Джо Байдена? Как пел в индийском фильме 1955 года «Господин 420» актер Радж Капур, «тьма загадок есть на свете, вы их отгадайте» …
Это проблема, которая не может не повлиять на решение президента Байдена предложить себя еще на 4 года, а тут и его 53-летний сын Байден и младший брат Джеймс, их дела с Украиной и другими странами, да и этот, будь он неладен, китайский аэростат, сбитый истребителем F-22 Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD по приказу Байдена. «Уже больше двух лет известно, что сын и брат президента, — написали Пенн и Стайн в New Yok Post, — торговали именем президента, получая за это миллионы долларов от украинской энергетической компании, китайских инвестирований, связанных с их правительством, и от теневых фигур России. Об этом президента Байдена спросили только один раз, да и то это был Дональд Трамп в кандидатских дебатах 2016 года. Тогда Байден ответил, что все это происки Кремля, ведущий повел дебаты дальше, а позже выяснилось, что Байден соврал. Точнее, не сказал правды, что, оказывается, не одно и то же. По поводу аэростата авторы статьи в Post напомнили, что NORAD было создано президентом Дуайтом Эйзенхауэром в 1958 году и с тех пор никого в нашем небе не сбивало. А тут, откуда ни возьмись, сразу четыре шара, один за другим, и один из них точно китайский, причём, возможно, потому, что китайцы знали, что это сойдет им с рук из-за связей с семьей Байдена. Тоже, конечно, не очень правдоподобная версия.
Платили ли китайцы за работу Penn Biden Center? Что от этого доставалось Университету штата Пенсильвания? Все это важные вопросы, на которые должен ответить министр юстиции, он же генеральный прокурор Меррик Гарланд, и делать это, с учетом большинства республиканцев в Палате представителей, ему придется до ноября 2024 года. Добавьте почтенный возраст Джо Байдена, его порой неуправляемое красноречие, подводящую его память и получится, что на 2024 год это не надежда демократов на победу. В 2020 они остановились на Байдене, чтобы их кандидатом в президенты не стал кто-то еще левее, а сейчас, когда левее некуда, им нужен кандидат, который способен противостать республиканцам без костылей айтишных корпораций, комиссий дебатов и ласковых отзывов СМИ. Трампа у республиканцев они таким тоже не очень видят, но у демократов им таким видится точно не Джо Байден.
Александр ГРАНТ