Американская художница Джинни Раффнер — живая легенда нашего времени, поразившая весь мир не только своими хрупкими творениями, но, и примером неимоверной силы воли и жажды к жизни. И, несмотря на мировую славу, почести и восхищения, мало кому захотелось бы иметь такую яркую, но безжалостную судьбу, которая в одно мгновение разделила её жизнь на «до» и «после». Что пережила эта хрупкая маленькая женщина и чего она достигла…
Джинни Раффнер — американская художница по стеклу из Сиэтла (штат Вашингтон). Еще в молодости она прославилась своими произведениями, выполненными в технике лэмпворк, с использованием боросиликатного стекла в расписных стеклянных скульптурах. Список её званий, наград, престижных премий весьма увесист. Она была признана лучшим художником по стеклу в 1996, 2006, 2011, 2016 гг. Её художественные работы стали достоянием 42 музеев мира, почти 100 частных коллекций, 28 отелей мирового уровня, двух дворцов арабских шейхов, а также являются украшением 13 парков и скверов нескольких городов Америки.
О непростой её судьбе написано три книги, две из которых она написала сама. Снят документальный полнометражный фильм, отмеченный наградами, под названием «Не такой уж и натюрморт, история Джинни Раффнер».
Большей части из вышеперечисленного Джинни Раффнер добилась уже после того как отчаявшиеся врачи поставили крест на пациентке, находившейся в коме, у которой после автокатастрофы было повреждено не только тело, но и головной мозг на 40%. Тут уж наверняка впору сказать и о неимоверном чуде, и о божественном провидении, и об одном шансе на миллион, которым и воспользовалась героиня нашего рассказа.
Немного из биографии «до»
Джинни Раффнер (Ginny Ruffner) родилась в 1952 году в Атланте (США, штат Джорджия) в семье, которая была очень далека от искусства. Тем не менее решение стать художником у Джинни созрело еще в детстве, когда каждые выходные девочка ходила в местный художественный музей, где проходили бесплатные уроки для желающих научиться рисовать.
Таким образом, познав азы живописи, набравшись опыта в творчестве и окончив общеобразовательную школу с золотой медалью, Джинни становится студенткой Университета Джорджии, где и получила степень бакалавра по искусствоведению, а еще через год — степень магистра в области рисования и живописи. После окончания учебы Раффнер, работая в мастерской ученицей лампового мастера, увлеклась лэмпворком — дутьём стеклянных изделий на горелке. Живопись по холстам больше не интересовала молодую художницу, теперь она стала рисовать на стекле.
В начале 1980-х Джинни переехала в Сиэтл, стала преподавать в Школе стекла Пилчака и параллельно создавать картины и скульптуры из стекла. Больше всего удавались Джинни трехмерные натюрморты. Яркие краски, необычные формы растительности в сочетании с абстракцией, завораживали публику. Её новаторские работы регулярно выставлялись на персональных выставках, о ней много писали в газетах и журналах, приглашали на телевидение для интервью. Она стала очень востребованным мастером по стеклу, её заказчиком был сам император Японии и другие влиятельные персоны мира.
Казалось, жизнь удалась. Джинни было почти 40, у неё была любимая работа, приносящая радость и удовлетворение, признание и известность, а также хорошая семья, любящий муж… Но все это благополучие рухнуло в одночасье в декабре 1991 года, когда Джинни, выйдя со своего двора, направилась к соседнему дому через дорогу, где жил ее брат. То, что случилось несколькими минутами позже, было просто невообразимо. Женщина на пешеходном переходе оказалась в эпицентре аварии из трёх автомобилей, которую спровоцировал пьяный водитель одного из транспортных средств.
Практически бездыханное обезображенное тело доставили в городской госпиталь. У Джинни были раздроблены кости таза, сломаны ребра, руки, ноги, нижняя челюсть, нос, повреждён правый глаз и всё это довершала открытая черепно-мозговая травма. Врачи давали ей несколько часов. Но родственники настояли на том, чтобы её подключили к аппарату жизнеобеспечения. Благодаря хорошей медицинской страховке это было возможным. А чтобы Джинни не умерла от болевого шока, её ввели в искусственную кому. Начался длительный путь к восстановлению. Первым сдался муж Джинни — не в силах больше видеть её страданий, он, попросил развод и ушел.
Когда спустя пять месяцев пострадавшую в ДТП Джинни вывели из комы, она разучилась говорить, совершенно не могла ходить, полностью потеряла память. Лишь спустя еще три долгих месяца к ней частично вернулись воспоминания, и она смогла прошептать первые слова: «Привет, мама и папа». Врачи не обнадеживали родных, говорили, что это максимум, чего они могут достичь.
Однако, невзирая на все прогнозы медицинских светил, ровно через год Джинни Раффнер в инвалидной коляске, с повязкой на правом глазу, с не двигающейся левой рукой, плохо разговаривая, вернулась в свою мастерскую и приступила к любимой работе. Сложно даже вообразить, как этой хрупкой женщине приходилось жить и бороться со своим недугом и инвалидностью. Но уже спустя год она почти полностью овладела речью. А еще через год — вернулась координация левой руки. На пятый — Джинни снова научилась ходить, хотя и с тросточкой.
На сегодняшний день 70-летняя Джинни Раффнер — признанный художник по стеклу, она выставляется от США до Ирландии, Тайваня, Франции и Австралии. Еще до недавнего времени Раффнер много читала лекции и преподавала, а также работала художником-резидентом в школах и университетах по всему миру.
Ее нынешняя работа в основном сосредоточена на крупномасштабных органических скульптурах, сочетающих стекло и бронзу. Совсем недавно она закончила масштабную работу из листового стекла в Сиэтле под названием «Городской сад».
Что любопытно, проведенное в 2016 году клиническое исследование показало, что мозг Джинни восстановился на 98%. Доктора считают, что восстановление тканей мозга после таких повреждений — чудо, но ещё большим чудом является дух хрупкой женщины, который позволил ей вернуться к любимой работе и достигнуть новых высот.
В технике лэмпворк работают многие современные мастера. Особенно впечатляющи эксклюзивные работы американского художника Р. Джейсона Говарда, выполненные из боросиликатного стекла, которые выдерживают от -80 до +525°С.
kulturologia.ru