Свет разума во тьме прогрессизма

Кайл Данкан. Фото: sfchronicle.com

Поминать лихом наше наследие в приличествующих тому обстоятельствах вообще считается в журналистике хорошим тоном, а знание при этом классики, от недавней до античной, так и вообще делает журналиста мэтром среди коллег и любимцем узкого круга равнообразованных потребителей. Не тех, которых Марина Цветаева называла «доильцами сплетен и глотателями газетных тонн». Примером тому могу назвать нашего нью-йоркского Владимира Соловьева, которого считаю непревзойденным беллетристом и политологом, у которого что ни слово, то перл, и, как когда-то сказал Карл Радек про Иосифа Сталина, на каждую сноску есть ссылка. Сейчас это все больше в диковину, и русскоязычные беллетристы все чаще начинают с облагороженной похабени, а у англоязычных и того хуже. Для себя, невежды, редкими исключениями в политжурналистике считаю 54-летнего Рича Лури, редактора консервативного журнала National Review, и 62-летнего Гленна Харлана Рейнольдса, профессора права Университета штата Теннесси и автора одного из самых популярных политических блогов Instapundit, либертарианца и трансгуманиста. Оба довольно болезненно воcпринимают инерцию «пробуждения» (“woke”) и отказа от культуры (“culture cancel”), которые не новы, но сейчас политизированы и «милитаризированы» (“weaponized”), как оружие в борьбе за отрицание белизны почти во всем живом, за исключением цвета зубов. Это чистой воды расизм, только не белый шиворот, а черный выворот. «Шекспира вместе с другими канонами Запада, — написал Лури в понедельник, — давно сбросили со счетов, как белого мертвеца, а сейчас этому барду предъявлено обвинение похуже, в создании самой концепции белизны».

Да, продолжает Лури, вместо того, чтобы ставить Шекспира в шеренгу таких гигантов литературы, как его земляк Чосер, итальянец Данте или немец Гете, теперь его связывают с французским писателем XIX века графом Артюром де Гобино́, автором «арийской» расовой теории, а из наших — с Джорджем Уоллесом, губернатором Алабамы в 60-80-х годах прошлого века, признанным апологетом белого расизма. Речь идет о новой книге «Белые у Шекспира» — антологии, то есть сборнике эссе, собранных Артуром Литтлом, калифорнийским профессором филологии.

По мнению Артура Литтла о Шекспире, написал Рич Лури, «бессмертный драматург участвовал в ‘создании белого человека’, а авторов эссе не удивляет факт глобального представительства Шекпира, существующего почти в тандеме с глобальной культурой белого превосходства». В начале марта Лури написал о том, как пробудившиеся от одури белого расизма леваки переписывают, а точнее, перекрашивают литературу от грека Гомера, расистски воспевавшего силу белого мужчины, до британца Флеминга с его Джеймсом Бондом и сонмом белых силовиков. «Как гласит давняя мудрость, — написал Глен Рейнолдс, — если боги решают кого-то уничтожить, они первым делом лишают его разума». В таком случае, поясняет он, нашу университетскую элиту эти самые боги должны просто ненавидеть, так как ее поступки последнего времени все чаще отдают умалишением. Примером Рейнолдс берет юрфак Стэнфордского университета в Калифорнии, куда на прошлой неделе, по приглашению факультетского Общества федералистов, приехал судья федерального Апелляционного суда консерватор Кайл Данкан. Темой его выступления и обсуждения была работа Верховного суда и конституционные законы, о чем студенты-«прогрессиситы» и слышать не захотели. Но если в былые времена в иных вузах такие просто не приходили слушать, стэнфордские отрицатели культуры решили, что судью не должен слушать никто. 

О том, что судей у нас принято величать Ваша Честь, в Стэнфорде, наверное, не забыли, а и не помнили. Стоило Кайлу Данкану появиться на сцене, как сотня собравшихся протестантов принялись выкрикивать: «Мы тебя ненавидим!», «Уезжай и никогда больше не приезжай!» и «Мы ненавидим студентов Общ.Фед., так их мать, им тоже здесь не место!». Помимо таких «взрослых» протестов, были подростковые лозунги вроде «Судья Данкан не может найти клит» или просто “FEDSUCK!”, что уж совсем не по-университетски. 51-летний судья Данкан, которого 5 лет назад номинировал президент Трамп, осерчал, назвал прогрессистов «малолетними идиотами» и попросил администрацию университета навести порядок. На сцену поднялась Тирьен Стайнбах, замдекана юрфака по равноправию (Diversity, Equity, and Inclusion), которая не уняла горлопанов, а присоединилась к ним и по бумажке прочитала примерно то же самое. «Все это выглядело ужасно, — написал профессор юрфака Университета штата Теннесси Глен Рейнолдс, — но подобное неизбежно, если студентов учат тому, что выслушивать мнения, с которыми они не согласны, вредно, а значит, нельзя, а оскорблять выразителей таких мнений можно. Их учат, что слова, которые им не нравятся, значат насилие над ними». 

Сменивший Тирьен Стайнбах декан юрфака извинился перед судьей Данканом, но, считает Рейнолдс, студентам Стэнфорда роднее и ближе то, что они кричали и что услышали от Стайнбах. И не на Стэнфордском университете, который считается одним из самых левых и прогрессистских в стране, сошелся клином свет пробуждения и отказа от культуры. В прошлом году примерно то же самое произошло на юрфаке частного столичного Джорджтаунского университета, обучение в котором стоит примерно 32 тыс. долларов в год. Принятый туда руководителем факультетского Центра конституции профессор Илья Шапиро, выходец из семьи советских иммигрантов-евреев, выставил в социальных сетях твит, критикующий обещание президента Байдена номинировать в Верховный суд чернокожую женщину (что Байден и сделал и в чем преуспел). Возмущенные этим твитом студенты не просто протестовали, а потребовали немедленно уволить Шапиро, устроив сидячую забастовку и предложив выделить им специальные “комнаты для плача” — где особо ранимые недоросли будут горевать из-за жестокого мира, наполненного нетолерантными взглядами. Тронутый этими проявлениями ранимого детства, декан юрфака распорядился накормить их, а Шапиро уволили. Это ли не доказательство истины про богов, которые лишают разума тех, кто у них в немилости? Социальный психолог Джонатан Дэвид Хайдт недавно опубликовал эссе о том, почему за последнее десятилетие наши студенты так ощутимо повредились психикой. Он отмечает поведенческую психотерапию, борьбу с депрессией и рекомендует своим пациентам перестать мучиться над восприятием побед и поражений, делить мир на черное и белое, и поменьше предаваться эмоциям. Следуя такому рецепту, человек может стать чуть ближе к животному, но ведь наших меньших братьев по разуму боги редко наказывают умопомешательством, хотя у собак наблюдается бешенство. Со студентами все сложнее: как всякая молодежь, они подвержены влиянию, а влияют на них сейчас взрослые дяди и тети с университетскими дипломами, которые в свое время тоже были студентами, на которых влияли бабушки и дедушки прогрессизма… Говорят, будто безумие в том и состоит, чтоб заниматься одним и тем же, ожидая разные результаты. Пора поверить, что это так. Не в то, что результаты будут другими, а что это безумие.

Александр ГРАНТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *