Убийца будет жить

Сайфулло Саипов. Фото: nuz.uz
12 присяжных манхэттенского федерального суда, решавшие вопрос о мере наказания Сайфулло Саипову, совершившему в 2017 году самый крупный в Нью-Йорке теракт после 11 сентября 2001 года, не смогли прийти к единогласному решению приговорить его к смерти. Это значит, что 35-летний узбек будет приговорен к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение.

В конце января те же присяжные признали Саипова виновным по всем 28 пунктам обвинительного заключения, в том числе девяти, за каждый из которых ему грозила смертная казнь.

Адвокат осужденного Дэвид Пэттон, бесплатно предоставленный Саипову, заявлял суду, что его подзащитный готов признать себя виновным в обмен на согласие прокуратуры просить судью приговорить его к пожизненному заключению без права на УДО. Минюст не проявил к такой сделке интереса.

Баллотируясь в президенты, демократ Джо Байден агитировал против смертной казни, а, придя к власти, ввел на нее мораторий, который распространялся всего на 16 человек, приговоренных федеральными судами. Подавляющее большинство дел об убийстве слушается в США на уровне отдельных штатов, на которые у президента нет юрисдикции.

Байденовский мораторий не затрагивает дел, заведенных при его предшественниках, а Саипова привлекли еще при Дональде Трампе, который твитнул после его ареста, что его нужно казнить.

15 февраля начался его второй процесс, на котором те же присяжные рассматривали вопрос о мере наказания.

Саипов выиграл в лотерее госдепа вид на постоянное жительство (гринкарту) и прибыл в США в 2010 году, когда ему было 22 года. Сперва он остановился в Цинциннати, Огайо, у знакомых, одна из которых, Диноза Абдусаматова, говорила впоследствии местной газете, что он с самого начала озадачил ее своей одержимостью. «Он все время работал, — сказала она. — Он не ходил на гулянки и вообще никуда. Придет домой, отдохнет и снова уйдет на работу». Саипов работал дальнобойщиком и сновал между Огайо и Флоридой, собирая по дороге штрафы за всякие нарушения, которые он потом не платил. В конце 2011 года он общался в Огайо с другим дальнобойщиком-узбеком, Миррахматом Муминовым, который вспоминает, что Саипов «был недоволен жизнью» и «имел привычку со всеми препираться».

В 2013 году Саипов женился на Нозиме Одиловой, которая была на 5 лет младше его и родила ему двух дочерей и сына. В 2017 году супруги перебрались в Паттерсон, Нью-Джерси, где их соседка, 47-летняя Мария Ривера, нашла Одилову неприветливой. Ривера как-то увидела, как дочь Саиповых стоит одна по улице, и привела ее домой.

«Я говорю: «Слушайте, ваша дочка стояла на проезжей части!», — вспоминала соседка. — А она не сказал мне ни слова и вернулась в дом. Ни «спасибо», ничего».

31 октября 2017 года, в Холловин, Саипов приехал в 3 часа дня в магазин стройматериалов Home Depot в соседнем городке Пассаике, взял напрокат на 75 минут пикап без кузова, заплатив 20 долларов с мелочью, и направился в сторону Манхэттена. Он въехал в город по мосту Джорджа Вашингтона, достиг южной оконечности Манхэттена, свернул на бетонную велосипедную дорожку, идущую параллельно Гудзону, и, набирая скорость, достигшую под конец 106 километров в час, принялся давить велосипедистов и пешеходов.

В частности, Саипов врезался в колонну из 10 друзей-аргентинцев, которые ехали на велосипедах парами, и убил всех пятерых, ехавших слева. Он задавил велосипедистку из Бельгии, 23-летнего манхэттенского компьютерщика и 32-летнего финансиста из Нью-Джерси. Кроме 8 убитых, он ранил 12 человек, некоторых тяжело.

Саипов планировал въехать потом на Бруклинский мост, на котором в этот солнечный день тоже было много потенциальных жертв, но врезался в школьный автобус и остановился. В автобусе ехали двое взрослых и двое школьников младших классов, один из которых получил черепно-мозговую травму, но выжил.

Террорист выскочил на мостовую с криком «Аллах акбар!», держа в руках два пистолета — один для пейнтболла, а другой — духовой — и черную сумочку с тремя ножами и бумажником, в котором потом нашли его флоридские водительские права.

В первый день суда показания давал Уильям Херт, который ехал мимо, увидел человека, размахивающего оружием, и направил машину на него. Саипов увернулся и бросился бежать. Херт преследовал его пешком еще несколько минут, пока беглец не налетел на полисмена Райана Нэша.

Я сказал: «Полиция! Брось оружие!» — вспоминал Нэш на суде. — Он этого не сделал. Он поднял вверх (пистолеты) и навел на меня. Я применил оружие». Нэш выстрелил 9 раз и ранил Саипова в пах.

Того доставили в городскую больницу «Белвью», где Саипов согласился поговорить с ФБР. Он признался в содеянном, сказал, что весьма собой доволен и попросил повесить в палате флаг ИГИЛа. Ему отказали.

Саипов сообщил, что задумал совершить в Америке теракт примерно год назад, а два месяца назад принял решение воспользоваться для этого автотранспортом в расчете на максимальное количество пострадавших. Это решение последовало за просмотром видеозаписи выступления вождя ИГИЛа Абу Бакра Багдади, в котором тот спрашивал, что делают мусульмане в США и других странах в ответ на смерть своих единоверцев в Ираке.

По словам Саипова, 22 октября 2017 года он взял напрокат пикап в том же магазине, чтобы попрактиковаться в крутых поворотах. Он решил совершить теракт 31 октября, поскольку Холловин сулил много прохожих.

Между тем, ФБР обыскало его пикап и обнаружило на полу у сиденья водителя два мобильника и электрошокер. В первом телефоне нашли около 90 видеозаписей, в том числе несколько десятков пропагандистских производства ИГИЛа. Одна изображала, как его боевики переезжают пленника танком, другая — как человека обезглавливают, а третья — как несчастному стреляют в лицо. Этот телефон также содержал примерно 3800 изображений, часто тоже пропагандистского назначения, в том числе множество портретов Багдади и фотографию боевика ИГИЛа рядом с телом расстрелянного.

Во втором телефоне были следы того, как Саипов искал в сети указанные магазины Home Depot, информацию о праздновании Холловина в Нью-Йорке и данные о прокате пикапов.

В своем вступительном слове его адвокат Пэттон не отрицал содеянного Саиповым и признал: «Это не был несчастный случай, он сделал это намеренно». «Мистер Саипов причинил людям невообразимую боль и страдание, — сказал защитник. — Сделанное им оправдать нельзя, и он не будет пытаться это сделать».

По словам защитника, Саипов запутался в паутине пропаганды ИГИЛа, которая внушила ему, что вера обязывает его сделаться мучеником и отомстить за убийство мусульман во всем мире. Пэттон также напомнил суду твит Трампа о том, что Саипова следует приговорить к высшей мере. Трамп непопулярен у большинства ньюйоркцев.

На финишной прямой присяжные приняли во внимание 26 смягчающих обстоятельств из списка, выданного им судом, например, то, что если Саипову сохранят жизнь, то он проведет ее остаток в тюрьме сверхстрогого режима в Колорадо. Их также разжалобили мольбы его родных, прилетевших на второй суд из Узбекистана и дававших показания, и тот факт, что у Саипова трое детей, которые по-прежнему его любят.

Дата официального вынесения приговора пока не назначена.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *